Впервые идея внести изменения в Конституцию РФ и увеличить сроки полномочий президента и Госдумы прозвучала 5 ноября 2008 года в ежегодном президентском послании Федеральному собранию. Тогда Дмитрий Медведев предложил избирать главу государства сроком на 6 лет, а депутатов — на 5 лет вместо единого для этих органов власти 4-летнего цикла работы. 

О дальнейших перипетиях принятия данного решения рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


11 ноября 2008 года Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост Президента РФ, внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию РФ. Буквально на следующий день Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству утвердил положительное заключение на этот проект. В нем, в частности, говорилось, что «представленные предложения направлены на обеспечение стабильного развития государства и преемственности государственной политики».

А еще через день, 14 ноября 2008 года, Госдума рассматривала законопроект в первом чтении. Докладывал полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Необходимость увеличения сроков полномочий он обосновал следующим образом: это «позволит Президенту РФ и Государственной думе не только определить долгосрочные стратегические планы развития страны, но и начать осуществление намеченных целей, во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности».

Он также отметил такой позитивный аспект предлагаемых изменений как разведение во времени двух федеральных избирательных кампаний — президентской и парламентской.

В соответствии с проектом данные поправки к Конституции РФ должны применяться в отношении Президента РФ и Госдумы, избранных после вступления их в силу.

Председатель профильного комитета Владимир Плигин («Единая Россия») подтвердил, что предложение президента «продиктовано необходимостью более последовательно адаптировать сроки действия высших органов государственной власти к тем сложным задачам, на решение которых направлена их деятельность».

Выступления представителей фракций были намного более пространными, чем основные доклады. Вкратце суть их такова.

Виктор Илюхин (КПРФ) сообщил, что для них предложение президента именно сегодня рассматривать изменения в Конституцию РФ было совершенно неожиданным. После чего задал ряд эмоциональных вопросов: «Почему сегодня? Почему такая спешка? Почему?» Он заявил, что их фракция против того, чтобы продлять срок полномочий. «Мы не можем голосовать, коли нет абсолютно никаких сдержек, никаких противовесов против того абсолютизма, который у нас установился. Поэтому принимать такие изменения в Конституцию просто опасно и недопустимо».

Владимир Жириновский (ЛДПР) также задал ряд вопросов, которые можно назвать риторическими: «Ведь у Ельцина-то первый срок пять лет был, ведь советский парламент дал ему пять лет. Чего сегодня вдруг вы недовольны тем, что хотим дать шесть? Вот в Конституцию заложили меньше, в Конституции получилось четыре. Для парламента нашей страны почему четыре года? Все парламенты работают пять лет».

Проделав затем витиеватый экскурс в разные периоды отечественной истории, Жириновский резюмировал: «Много плохого было в царском режиме, много достижений было при советской власти, но были и недостатки. Сегодня есть достижения, сегодня людям нравится свобода, но к этой свободе нужно добавить ещё сытую жизнь, достойную, чтобы никто никого не боялся».

В итоге лидер ЛДПР заявил, что его фракция поддержит поправки в Конституцию, но «в дальнейшем всё-таки надо будет внести и дополнительные поправки, изменить территориальное устройство, название должности и указать наконец, что есть такой русский народ».

Олег Морозов («Единая Россия») уверенно заявил, что Конституцию менять можно и нужно, когда к этому возникают соответствующие предпосылки. Главной из них он назвал появление в стране осмысленного экономического и политического курса, рассчитанного на длительную перспективу и одобренного народом через выборы.

По словам Морозова, конституционные изменения, предложенные президентом, преследуют две главные цели:  первая - это повышение роли президентской власти как института, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны; вторая - повышение роли парламента. в реализации своих конституционных полномочий. И это — важные шаги «в продвижении идей народовластия и демократии».

Александр Бабаков («Справедливая Россия») с первых же слов заявил, что они поддержат предложенные законодательные инициативы, потому что это «реакция на те коренные изменения, которые происходят в политической жизни страны».

Он подчеркнул, что такие важные события как консолидированное голосование парламентских партий по ключевым вопросам, связанным с судьбой нашей страны, продемонстрировали, что «мы взрослеем как страна, как политическая система. А те задачи, которые стоят перед нашей страной в связи с масштабностью глубинных изменений в экономике, в социальной сфере, просто вынуждают увеличивать сроки полномочий».

Голосование не преподнесло никаких сюрпризов: законопроект был принят в первом чтении большинством в 388 голосов.

На подготовку ко второму чтению было отведено четыре дня. И это неудивительно, поскольку таблиц одобренных и отклоненных поправок профильный комитет не формировал. Владимир Плигин объяснил это специальным характером законопроекта, в соответствии с которым к его рассмотрению предъявляются особые требования.

Требования эти регулируются главой 9 Конституции РФ, законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ", а также постановлением Конституционного Суда РФ и не предполагают внесения собственно поправок к данному проекту закона.

Владимир Плигин сообщил, что все предложения депутатов были рассмотрены, палата о них проинформирована. Однако сущностные поправки являются фактически предложениями по изменению Конституции РФ и не могут вноситься отдельными депутатами.

Эта позиция профильного комитета вызвала особое возмущение Владимира Жириновского, который, видимо, мечтал о голосовании по своим поправкам, весьма экзотическим. Судите сами: переименовать Президента РФ в Верховного Правителя; в преамбуле Конституции слова «многонациональный народ» заменить на «русский и другие народы»; Совет Федерации упразднить, оставив только 300-местную Госдуму.

После некоторых эмоциональных препирательств депутаты большинством голосов поддержали процедуру, предложенную профильным комитетом. И проект закона "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" был принят во втором чтении конституционным большинством.

Еще через день состоялось и третье чтение. Оно было несколько осложнено выступлениями депутатов «по мотивам», которые сводились к тому, что, по их мнению, при рассмотрении законопроекта во втором чтении были нарушены демократические принципы. А именно — не были рассмотрены предложенные поправки. Владимир Плигин и Александр Косопкин повторно разъяснили порядок рассмотрения данного проекта, требующего специальной процедуры. И Госдума приняла закон в целом.

В том же ноябре закон рассматривал Совет Федерации. Комитет СФ по конституционному законодательству рекомендовал палате одобрить поправку к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы", а его председатель Алексей Александров выразил уверенность, что сенаторы этот закон поддержат. И не ошибся.

В соответствии со специальным характером закона и постановление Совфеда носило характер особый. Три его пункта гласили: 1) одобрить проект закона РФ о поправке к Конституции РФ; 2) считать закон принятым; 3) направить закон и постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

До конца декабря закон был одобрен всеми региональными парламентами, Совет Федерации специальным постановлением эти результаты подтвердил, после чего Президент РФ его подписал. 31 декабря закон о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» был опубликован и вступил в силу.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 31 октября