РАПСИ продолжает вспоминать самые значимые правовые темы прошлого десятилетия, нашедшие свое отображение в наших публикациях. Во второй части обзора внимание уделяется серьезным социальным проблемам, которые в десятых годах стали актуальны для множества людей из разных слоев общества и решались на общероссийском уровне.

Под сектантством мы подразумеваем различные сетевые внеправовые объединения людей, в 2010-х стремившихся получить незаконную прибыль. Тема смерти включает в себя похоронный бизнес, биополитические права (как на лечение, так и на отказ от него), вопрос о размерах компенсаций за гибель. Наконец, в наиболее резонансный в прошлом десятилетии тренд "права на оскорбление" мы включили дискуссионную публикацию об "обществе шансона" как квинтэссенцию социологического взгляда на правовые проблемы, объединяющего все эти темы.

В материале приведены выдержки из статей РАПСИ. Полностью публикации можно прочитать, кликнув на название статьи над цитатами.

***

Одной из наиболее острых социальных правовых проблем, затронувшей все слои населения, в десятых оставалось влияние на россиян предсказателей, колдунов, астрологов и более всеобъемлюще – сект.

Эта тема до сих пор остается крайне закрытой и темной. В открытых источниках практически невозможно найти достоверные сведения о влиянии сект и предсказателей на общество и местные власти. В этом году мы планируем диагностировать этот больной вопрос в собственном расследовании.

Однако до сих пор не устарел эксклюзивный репортаж с элементами расследования, организованный в 2010-м году при поддержки РИА Новости. Автор РАПСИ изучил, как секты делят общество на сферы влияния, узнал о сотрудничестве их лидеров с сотрудниками правоохранительных органов и даже чиновниками. А также встретился с создателем набиравшей тогда вес секты, который рассказал об устройстве своего бизнеса и его российской специфике.

Сектантская Федерация

"Общество разделено на сферы влияния. "Свидетели Иеговы" специализируются на стариках: одиноких владельцах недвижимости. Они пытаются установить свою монополию в больницах, активно вербуя врачей и медсестер, чтобы те проповедовали пациентам идеи иеговистов.

Студенческая среда поделена между мунитами и мормонами – в зависимости от статуса вуза и места его расположения. Систему образования, также как и бизнес по "излечению" ("реабилитации") наркоманов и алкоголиков, сегодня можно назвать "горячей точкой" междоусобной борьбы сект. Позиции государства здесь выглядят наиболее уязвимо.

Высокий уровень культуры и высшее образование нельзя воспринимать в качестве иммунитета от воздействия религиозной манипуляции. Примером чему может служить популярность учения Иоанна Береславского среди интеллигенции. Вероятно, их привлекает в нем обожествление русской культуры: богородичники молятся "святым" Толстому, Гоголю, Мусоргскому и др…

Россия поделена на зоны влияния сект не только социально, но и географически. В нашей стране большое число территорий, закрытых изнутри... Самый известный пример – Красноярский край, где на площади в 30 тысяч квадратных километров секта Виссариона построила свое минигосударство из 50 деревень, которые населяют примерно 5 тысяч жителей. Они демонстративно игнорируют практически все российские законы и в случае необходимости выказывают готовность дать агрессивный отпор государственному вторжению (вплоть до коллективного самоубийства)…

Влияние лидеров неорелигиозных организаций на теневой рынок России сегодня ни в чем не уступает "ворам в законе". Григорий называет религиозные группировки усовершенствованной формой ОПГ. Их преимущество заключается в моральной поддержке большей части населения, которой секты добиваются своими популистскими программами, вроде лечения наркоманов и алкоголиков. Кроме того, лояльность и преданность членов сект на всех ступенях не идет ни в какое сравнение с уровнем внутреннего доверия среди бандитов…

Григорий показывает мне разные документы, которые свидетельствуют, что в определенных отраслях по регионам от 60-80% бизнеса контролируется неорелигиозными группами. В том числе, предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, энергетические и фармацевтические компании, рекламные агентства, крупные дилерских сети по продаже табачной, канцелярской, строительной продукции…

Лидеры сект на российском рынке все активнее стремятся легализовать накопленные средства, вкладывая их в сферу бизнеса, производства услуг и товаров. Так, например, религиозная секта "Новое поколение", теперь известная как "Церковь Божья", владеет в Ярославле более чем 20 фирмами. Секты "постепенно захватили целые секторы местного рынка… В итоге когда жители покупают сегодня обои, плитку, карнизы, сантехнику, инструмент для ремонтно-отделочных работ, то в 90% случаев делают это в магазинах, принадлежащих членам секты". Таким образом "власть над душами" постепенно трансформируется во "власть над экономикой"…

Помимо религиозных сект, подобными квазимафиозными признаками в начале десятилетия облагали и другие объединения людей, пытавшихся открыто выстроить сеть криминальных заработков в одной из сфер, правовое регулирование которых впоследствии удалось установить московским властям.

Нищенская мафия: кто стоит на коленях?

Сегодня даже мэр Москвы признает, что в столице попрошайничество давно перешло из социальной проблемы в сферу предпринимательства. По словам Юрия Лужкова, попрошайки в столице "объединены в консорциумы и занимаются зарабатыванием для своих кукловодов, которые используют людей, имеющих увечья, в целях получения громадных денег"…

"Прибыльность" детей позволяет сразу нескольким попрошайкам, использовать в течение рабочего дня одного и того же ребенка… Чтобы дети не капризничали, не плакали и не просили еды, их "усыпляют" - снотворным, алкоголем, наркотиками (например, димедролом)… По российским законам "вовлечь" можно только сознательного ребенка. Т.е. использование младенца вовлечением несовершеннолетних не считается. Поэтому большая часть попрошаек носит грудничков…

Единственная возможность спасти собаку или кошку, попавшую в руки попрошаек, это выкупить их. Известен ряд случаев, когда полученные у "бродяг" животные умирали через несколько дней после сделки от тяжелых болезней…

Действительно, многим профессиональным нищим установлена норма выручки ("дневник" - от слова "день"). Она представляет собой сумму, которую попрошайка должен ежедневно отдавать хозяевам…

В итоге, инвалидов привозят из других регионов (несколько лет назад, например, пользовались популярностью прокаженные из среднеазиатских лепрозориев), а также "покупают" в интернатах. Начальство некоторых учреждений готово отдать безногого инвалида "на поруки" всего за 500 долларов…

За каждым попрошайкой обычно следят т.н. "мамочки", которые забирают выручку, доставляют побирающихся к месту работы и отвозят их на ночлег. В обязанности "мамочек" входит также контроль за поведением "раба"-попрошайки, оценка ситуации и опасностей, которые грозят бизнесу.

Как только к их подопечному начинают проявлять чрезмерно активное внимание служители правопорядка, работники социальной службы, журналисты или просто прохожие, "мамочки" поднимают крик, пытаются увести попрошайку или вызванивают подмогу по мобильному…

Безнаказанность мафии, использующих инвалидов в качестве попрошаек в нашей стране, позволила им заняться экспортом российских калек за рубеж. Наиболее востребованы в Западной Европе глухонемые выходцы из России.

Таксистская мафия бессмертна?

Сразу после терактов в метро 29 марта московские таксисты-частники ("бомбилы") взвинтили цены на свои услуги в несколько раз… Представители власти признают, что сегодня нет никаких возможностей решить проблему с бомбилами в Москве. До сих пор нет федерального закона, где были бы предусмотрены административная или уголовная ответственность за несоблюдение тех правил, которые существуют для частных перевозок…

Борьбу с бомбилами в Москве ведут и сами таксисты. В ход идут любые методы, что иногда приводит к кровавым результатам… Противостояние таксистов и бомбил идет не один десяток лет. Ветераны автоизвоза рассказывают, что в брежневские времена таксист-профессионал, заметивший, что пассажира перед ним перехватил частник, быстро доезжал до ближайшего гаишника и "закладывал" конкурента. Того "тормозили" и следовало суровое наказание, вплоть до конфискации автомобиля в пользу государства… Все "хлебные места (вокзалы и аэропорты) поделены между преступными группировками. Водители утверждают, что за стоянку в "Домодедово" их приходится платить "подольским ребятам". Кто дежурит в "Шереметьево" - платит красногорским или солнцевским…

Пока власти методом проб и ошибок пытаются создать действенный закон о такси, нелегальные извозчики достаточно успешно организуют свой бизнес. Контроль мафии и коррумпированных сотрудников правоохранительных органов всех мест для стоянок в аэропортах и вокзалах привело к появлению "левых" диспетчеров. Они регистрируются как "информационно-консультационная компания" и дают объявления в газеты о "круглосуточных услугах такси".

Такие диспетчеры лишь дежурят на телефоне, принимают заказы и сбрасывают их "бомбилам" за 10-20% от суммы заказа. Сотрудничество с диспетчерами позволяет заниматься частным извозом, не оплачивая стоянку. Что, впрочем, совсем не снижает криминогенный фон рынка частного извоза…

По оценке Московского транспортного союза, "бомбил" в городе около 40 тысяч, а легальных такси около 9 тысяч. Емкость столичного рынка такси оценивается в 16-24 миллиардов рублей в год, из которых доля нелегального бизнеса – 80 - 90%.

***

В 2019-м «смерть» стала едва ли ни главным словом года. Расследования про кладбищенскую мафию захватили внимание публики, антропологические исследования похоронной индустрии были награждены премией Пятигорского, теме смерти были посвящены десятки конференций, круглых столов, даже роман о буднях гробокопателя критики назвали важнейшей книгой 2019 года…

К концу десятилетия тема смерти и всего с ней связанного окончательно стала важнейшей точкой, консолидирующей заботы и интересы всего общества. РАПСИ предвосхитило этот социальный запрос своим исследованием правовых проблем и перспектив похоронной индустрии еще 5 лет назад.

Реформа похорон через огонь и медные трубы

В среднем, по данным Союза похоронных организаций и крематориев, в год в гробах на кладбищах Москвы хоронят около 40% умерших, кремируют примерно треть, а еще треть – вывозят для захоронений в другие регионы. (…)

Однако эксперты сомневаются, насчет того, что такое большое количество мертвых тел вывозится в другие регионы. Вице-президент Союза потребителей Владимир Слепак предполагает, что именно эти 30% умерших сейчас хоронят именно в заброшенные могилы. В результате, размер теневого похоронного рынка России уже пару лет назад достиг 60%, а доход от нелегального бизнеса только в Москве составляет от 80 до 200 млрд руб. в год. (…)

Таким образом, готовится почва для фактического введения нового «налога» - на обслуживание могил. Если этот проект не принесет необходимой отдачи, возможно, будет извлечена на свет давняя идея о приватизации кладбищенских участков.

На сегодняшний день выделенные под захоронение участки не могут быть приватизированы, поскольку являются муниципальной собственностью, что закреплено законодательно. Впрочем, это отнюдь не мешает администрации некоторых кладбищ принуждать родственников реализовывать «серые» схемы по фактической приватизации свободных участков и бесхозных могил. (…)

Основным противником кремации сегодня выступает РПЦ. Священный Синод в мае 2015 года в специальном меморандуме «О христианском погребении усопших» рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению, однако проявлять к таким фактам снисхождение. В документе сказано, что на основании Божественного Откровения церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших, поэтому и «относится к телу христианина как к храму Божию». Говоря проще, при традиционных похоронах тело в земле обеспечивает вечную жизнь на небесах.

Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Изначально ее целью называлась оптимизация расходов путем закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений.

Тема смерти диалектически включает в себя и вопросы предотвращения умирания (лечения болезней), и его облегчения (лекарства, хосписы и пр.). Все основные процессы, касающиеся реформы здравоохранения с 2010 по 2019 годы, были наглядно продемонстрированы в подборке графиков, обильно сопровожденных комментариями в материале:

Реформа здравоохранения: 9 лет спустя

Результатом реформы можно считать снижение с 2012 по 2017 годы показателей младенческой смертности — на 35%, материнской — на 23,5%. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 72,7 года, увеличившись на 2,5 года.

В некоторых западных странах эвтаназия является одной из услуг, предоставляемых лечебными заведениями. В связи со старением населения – процессом, который, очевидно, в ближайшие годы продолжит существенно усугубляться – вопрос о праве человека на смерть становится одним из важнейших. В исследовании РАПСИ комментируется российское законодательство в той или иной степени его касающееся, а также развернутые ответы дают адвокаты различных специализаций.

Жить: право или обязанность

Намерение уйти из жизни раньше, чем пробьют биологические часы существенно ограничивается закрепленным в Конституции правом на жизнь, на обеспечение которого направлены все нормативно-правовые акты… Необходимость каждому прожить отпущенный ему срок охраняется государством настолько тщательно и строго, что граница между правом и обязанностью жить стирается…

Правовые запреты на эвтаназию приводят к тому, что неизлечимо больной человек, для которого сохранность жизни более не имеет значения, лишен возможности реализовать свою волю. Любая помощь от родственников в удовлетворении такого рода желания умирающего будет квалифицироваться по статьям Уголовного кодекса РФ об убийстве. Аналогично и с содействием медицинских работников, которым, помимо прочего, законодательно запрещено совершать эвтаназию. А неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ) предусматривает назначение наказания вплоть до четырех лет лишения свободы…

Действующая система прав формирует определенное мировоззрение, где жизнь индивида — высшее благо, а смерть и, самое главное, процесс умирания практически не имеют никакого значения. Смерть — это не одно мгновение, а целый процесс, состоящий из трех главных стадий: клинической, биологической и окончательной, подразделяемых еще на несколько этапов. В связи с этим вопрос о констатации наступления окончательной смерти имеет исключительное значение как с медицинской, так и с юридической точек зрения.

Также РАПСИ неоднократно изучало правовой аспект вопроса о «стоимости человеческой жизни» в контексте компенсаций жертвам катастроф и других экстренных случаев. В частности, этому посвящен репортаж обсуждения на круглом столе Федеральной палаты адвокатов.

***

В начале десятилетия одним из самых читаемых материалов РАПСИ стал крайне спорный текст про «общество унижения». Симптоматично, что через несколько лет тренд оскорбленных чувств превратился в не менее спорное, но знаковое правовое явление общероссийского и мирового масштабов.

Скандал на шоу Малышевой

У любого человека систематические унижения приводят к краху системы ценностей, сформированной в детстве… Результатом такого краха становится пересмотр установок – формирование того, что Медведев называл "правовым нигилизмом"… Телевидение делает зрелище унижения привычным, а воспринимать обыденное явление как преступление противоречит человеческой психологии…

Отстаивая свою аудиторию перед натиском интернета, телевидение вынуждено угождать. Другими словами, телевидение за последние двадцать лет мутировало в коллективное бессознательное. Анализируя это бессознательное, мы видим, что призонизация общества почти достигла своего предела...

Специфически российской предпосылке этой темы был посвящен другой популярный материал РАПСИ: по имеющейся статистике именно статья о «культуре шансона» и ее влиянии на жизнь российского общества, столкновении с «соломенными псами» стала наиболее широко обсуждавшимся на сторонних платформах нашим материалом десятых годов. Тем самым, не оставив сомнений в том, какая болевая точка объединяет общество, разделенное на «Россию айфона» и «Россию шансона».

Общество шансона

У нас же представителями маргинальной культуры являются депутаты, чиновники, бизнесмены, спортсмены, артисты, милиционеры и уголовники… В России культ силы и культура "шансона" не маргинальны, а, наоборот, формируют законы поведения и доминирующие принципы успешной социализации…

В России блатные песни стали частью шоу-бизнеса, имеющего миллионы поклонников. Бывший заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев жаловался, что от засилья "шансона" нет спасения даже в Госдуме: "Если ты в обед спускаешься в думскую столовую, то там тебя встречают песней о королеве разбойников Мурке"…

Триумфальный захват блатной культурой информационного пространства за последние 35 лет привел к "вымиранию" русского языка. Недавнее социологическое исследование СПбГУ показало, что "язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений". Социальные низы потеряли доверие к грамотной речи, а образованные классы в играют только "на понижение" (в целях эксплуатации маргиналов, говорят на "их языке" и понижают планку культурных запросов)…

Проблема двух Россий куда серьезней, чем любая политическая или экономическая проблема. Потому что их несовместимость, взаимоисключающие интересы, несовпадающие символы справедливости и достоинства, препятствует каким-либо конструктивным преобразованиям в любой сфере. Как говорят психологи: когда человек борется сам с собой, на 90% его не существует. В российском обществе идет латентная гражданская война – значит, его, собственно, и нет…

В русской культуре нет никаких задатков для плодотворной борьбы с блатными ценностями, иммунитета к "культуре шансона". Последние два века ее развития сопровождались ростом влияния идеализированной фигуры "маленького человека". Культура последовательно играла в поддавки с "темными массами". Причина тому – и чувство вины образованного человека…

Такая лживая и мазохистская позиция только еще более развратила "пролетариат", дала повод высмеивать и пренебрегать "надуманными" книжками. Все эти гимны униженным и оскорбленным, восхищение перед псевдомудростью необразованного представителя социальных низов, сделало потенциальный объект культурного перевоспитания невосприимчивым к книжному слову. Хотя бы потому, что в блатном мире не принято выслушивать советы тех, кто тебя обслуживает.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 января