Концентрационные лагеря предлагается переформировать в трудовые колонии и разрешить им брать в аренду фабрики и заводы, чтобы лагеря, «заключающие в себе большое количество элементов, могущих быть использованными на полезные работы, внесло свою дань в развитие экономической жизни страны и дали бы стране как можно больше полезных благ, в виде предметов фабричного или кустарного производства».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 14 октября 1921 года. 


Концентрационные лагери

Среди других мест заключения, у нас имеются еще концентрационные лагери, на которые до последнего времени, за другими, более важными и срочными вопросами, не останавливалось достаточного внимания на в смысле строгого проведения в них советской карательной политики, ни в смысле использования труда заключенных в них лиц, с наибольшей для государства пользой.

Но теперь, в период мирного строительства и изменения курса экономической политики, концентрационные лагери приобретают большое значение, как заключающие в себе большое количество элементов, могущих быть использованными на полезные работы. Особенное значение приобретают лагери еще потому, что многие из заключенных, после известного срока и испытания, получают право свободного, без охраны, выхода на денное время.

Такими заключенными, между прочим, пользуются многие учреждения, куда они прикомандируются на службу в порядке принудительных работ. Между тем, такое явление с точки зрения карательной политики представляется не совсем желательным, так как заключенные выходят из круга наблюдения администрации лагеря.

Поэтому, наилучшим способом использования заключенных должен бы быть такой, при котором они постоянно оставались бы под наблюдением и влиянием администрации. А это возможно лишь при такой работе, которая дала бы возможность сосредоточить большую часть заключенных в одном месте. Сейчас эта возможность имеется предоставлением учреждениям права брать в аренду различные предприятия, фабрики и т. п.

Взятием в аренду какой-либо фабрики или предприятия, Управление Концентрационных Лагерей достигло бы нескольких целей. С одной стороны, систематически проведенным приучением к труду, отвыкшие от него снова вернулись бы на трудовой путь, с другой – лагери смогли бы свободно окупать свое собственное содержание и, кроме того, внести свою дань в развитие экономической жизни страны.

Насколько нам известно, Московское Управление Принудительных Работ уже стало на этот путь и наметило для аренды некоторые предприятия, не требующие ни особо квалифицированного труда, ни особенных затрат и сложных машин. Имеется в виду, например, снятие в аренду фабрики пуговиц.

Такое начинание нельзя не приветствовать, - надо думать, что оно будет иметь успех, тем более, что среди самих заключенных всегда найдутся лица, обладающие достаточным навыком к организации.

Сумело же Управление Принудительных Работ, пользуясь самими заключенными, широко развить культурно-просветительную работу, используемую не только в стенах самих лагерей, но и вне их. Так, устраиваются спектакли, и в последнее время даже платные, для посторонней публики в пользу голодающих. В самих же лагерях чтение лекций, как по общеобразовательным, так и научным предметам и даже искусству, школы и систематические курсы поставлены очень высоко и охотно привлекают большую массу слушателей.

Конечно, кроме взятия в аренду фабрик, концентрационные лагери могут с таким же успехом развить в своих стенах различные починочные мастерские, для которых всегда найдется работа, или кустарную промышленность.

Перед управлениями лагерей стоит, таким образом, сейчас благодарная задача, - превратить лагери в трудовые колонии с тем, чтобы в них, наряду с перевоспитанием заключенных, путем просвещения и образования, приучение к труду, играло бы наибольшую роль, и с другой стороны, чтобы эти трудовые колонии дали бы стране как можно больше полезных благ, в виде предметов фабричного или кустарного производства.

А. Кудрин.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены