Ответы на актуальные правовые запросы – в подборке неочевидных и забытых шедевров киноклассики

Все проблемы, характерные для российской правовой среды, в частности, для следствия и правосудия, уже знакомы человечеству. Да, у нас немало болевых моментов, но с точки зрения жизненного цикла Вселенной – ничего нового не происходит: и ошибки следствия, и проблема домашнего насилия были известны в разных странах мира десятилетия и даже столетия тому назад.

И Россия, и другие государства, впрочем, не прекращают поиск ответов на извечные вопросы развития личности в плоскости закона: как пресечь нарушения закона в тюрьме? Как избежать появления новых жертв домашнего насилия, сохранив при этом целостность института семьи? Как сделать тюрьму местом отбывания правомочного наказания, а не порталом в преисподнюю?

На эти темы рассуждали в разные годы, об этом пишут книги, снимают фильмы. Для новогодних каникул РАПСИ подготовило подборку картин классического кинематографа, повествующих о проблемах, актуальных и для нашей правовой среды.


Проблема квалификации защитников и независимых юристов

Этот аспект российской правовой среды, хоть и не представляется самым разрушительным, все же ощутим всеми процессуальными сторонами: от непрофессиональных, нетактичных и, прямо скажем, бессовестных юристов и адвокатов в первую очередь страдают их клиенты.

Правосудие не всегда в силах обеспечить в основе процесса здоровую состязательность по причине глупости представителя одной из сторон. Из-за нынешнего, резко обрушенного в пропасть, профессионального уровня коллег страдают и вполне квалифицированные юристы и адвокаты, которые хорошо владеют правом, имеют обширную практику и действуют согласно букве закона: приверженные традиционным профессиональным ценностям, они не занимаются инфоцыганством, развитием «личного бренда» и прочими сопутствующими маркетинговыми процедурами. Их профессионализм постепенно уходит в тень и остается недооцененным на фоне юриста с выбеленной улыбкой и полным непониманием того, как выстраивать в процессе линию защиты.

А ведь были времена, когда по поведению защитника в суде можно было сверять основы права, как по свежему выпуску газеты – правила орфографии. Историю адвоката с большой буквы рассказывает, например, сериал «Перри Мейсон», существующий в двух временных версиях: оригинальная версия 1957 года выпуска и более современная «реплика» от 2020 года.

Редакции РАПСИ все же ближе ранняя версия историй о непобедимом адвокате Мейсоне, отсылающая к классике мирового кинематографа – литературная основа этого сериала прослеживается более чем явно.

Как и «Перри Мейсон», фильм «Свидетель обвинения» 1957 года с Тайроном Пауэром, Марлен Дитрих, Чарльзом Лотоном в главных ролях рисует нам почти недостижимый для современности образ идеального защитника – Сэр Уилфрид Робартс, несмотря на тяжелую болезнь, остается непобедимым адвокатом с высокими понятиями о профессиональной чести.

К слову, спектакль «Свидетель обвинения» уже долгое время является одним из самых востребованных в репертуаре московского МХТ имени Чехова, в постановке заняты звезды труппы: Рената Литвинова, Евгения Добровольская, Игорь Верник, Сергей Чонишвили.

Неопределенность в проблеме домашнего насилия

Уходящий год стал прорывным этапом в борьбе с преступлениями, объединенных понятием домашнее насилие: шло активное обсуждение законопроекта о профилактике подобных преступлений и, наконец, это обсуждение близится к финалу.

Эта тема, кстати, обсуждалась в ходе недавней встречи Владимира Путина с членами СПЧ: президент напомнил, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия был одобрен в том числе и Экспертным управлением президента. Глава государства согласился с важностью скорейшего принятия новой законодательной нормы.

Инициативы, направленные на борьбу с преступлениями внутри семьи, в 2021 году году реализовывал и Верховный суд РФ: так, высшей судебной инстанцией были подготовлены поправки в УПК, отменяющие институт частного обвинения для подобных преступлений. После принятия предложенных поправок правосудие и защита закона станет более доступной для жертв подобных преступлений.

Мировой кинематограф представляет нам широкий выбор картин, сюжет которых так или иначе переплетен с проблемой семейного насилия – от новомодного сериала «Большая маленькая ложь» до классики мирового кино.

Редакция РАПСИ, в частности, советует посмотреть фильм 1944 года «Газовый свет» с Ингрид Бергман, Шарлем Буайе и Джозефом Коттеном. Обилия сцен классической парадигмы «бьет – значит любит» в этой картине ожидать не стоит, в то же время фильм отвечает на множество вопросов, связанных с природой психологического насилия. Достаточно сказать, что название этого легендарного фильма и дало современное определение понятию «газлайтинг» – мучительному виду психологического насилия, в ходе которого манипулятор склоняет жертву к отрицанию очевидного, обесценивает ее чувства и страдания.

Дела врачей

В 2021 году общественность и правозащитники активно критиковали получившую свое продолжение тенденцию уголовного преследования врачей. Далеко не всегда для общественности очевидны причины, по котором тот или иной несчастный случай в ходе медицинской практики доктора становится основанием для возбуждения уголовного дела.

Впрочем, правосудию в таких делах, как правило, всегда удается дойти до истины. Например, фигуранты наиболее резонансного подобного дела – калининградские врачи Элина Сушкевич и Елена Белая были оправданы на основании вердикта суда присяжных. В то же время по ходатайству прокуратуры дело направили на пересмотр – сейчас обвиняемые находятся в одном из московских СИЗО: к делу приковано внимание общественности.

Правозащитники также тревожатся из-за отсутствия единообразного подхода в судебной практике по подобным делам. Сушкевич и Белую, которым не удалось спасти глубоко недоношенного ребенка, судят во второй раз, избрав обвиняемым самую строгую меру пресечения.

В то же время в ноябре 2021 года в Иваново был вынесен приговор по другому резонансному делу, обвиняемыми по которым выступили медицинские работники. В 2019 году в 1-й ГКБ города Иваново умер трехлетний здоровый мальчик: малолетнему пациенту, госпитализированному с ротавирусной инфекцией, медсестра по ошибке вколола хлорид калия вместо физраствора.

Врача больницы оправдали посмертно, а медсестру, сделавшую смертельную инъекцию, признали виновной, но освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Девушка продолжает получать медицинское образование и никакой ответственности за фатальную ошибку, которая привела к смерти мальчика, не понесла.

Режиссерский дебют Стэнли Крамера – картина «Не как чужой» 1955 года – тоже рассказывает о судьбе врача, на определенном этапе совершившем ошибку. В главных ролях Оливия де Хэвиленд, Роберт Митчем и Фрэнк Синатра, вопреки канонам кино той эпохи позволивший себе действительно эмоциональную актерскую игру.

Человеческий фактор и конфликт интересов

Конфликт интересов и человеческий фактор со стороны судьи при рассмотрении процесса – ситуации, которые могут возникнуть в любой, даже самой совершенной системе правосудия. Важнее не сама возможность возникновения таких ситуаций, а то, как Фемида реагирует на эти случаи и какие меры предпринимает для обеспечения объективности правосудия.

О честном судье, поставленном в условия невозможности совершения честного поступка, рассказывает сериал «Ваша честь», существующей в оригинальной американской и новой российской версии с Олегом Меньшиковым в главной роли.

Тема не чужда и для классики мирового кинематографа: в драме Хичкока «Дело Парадайна» 1947 года судья, рассматривающий дело Мадлены Парадайн, тоже имеет скрытые мотивы.

Ошибки следствия

Ошибки и некачественная работа следствия – бич системы правосудия, ведь ответственность за исход дела, построенного из палок и соломы, несет именно Фемида. Эффективного решения этой проблемы пока не придумано, не говоря уже о том, что формально это не является компетенцией правосудия.

Единственное, чем проблеме может противостоять суд – проявлять все большую требовательность к аргументам следственных органов на всех стадиях процесса: эта линия, задаваемая Верховным судом, активно реализуется всеми инстанциями.

Как далеко могут зайти последствия ошибки полиции, рассказывает нуар Хичкока «Не тот человек».  Все же Альфред Уильямович многое понимал в проблематике правосудия.

Другой нуар той же эпохи – фильм Генри Хэтэуэя «Звонить: Норсайд 777» – также повествует об ошибке следствия и суда, доказать которую лишь спустя много лет удалось въедливому чикагскому репортеру.

Проблема избрания меры пресечения

Пожалуй, еще никогда голос общественности и правозащитников не говорил так громко о проблеме избрания меры пресечения, эта тема стала одной из самых актуальных в прошлом году.

Верховный суд последовательно реализует в этом вопросе курс на гуманизацию, требуя от судов большей требовательности к аргументам следствия при рассмотрении ходатайств о заключении под стражу, кроме того, УПК все больше либерализируется с точки зрения перечня статей, по которым применяться самая строгая мера пресечения не должна.

«Задержанный в ожидании суда» – итальянская картина эпохи 1970-х, которая с толикой юмора рассказывает об участи человека, неожиданно для себя оказавшегося в условиях заключения.

Пытки в колониях

Нуар-триллер Жюля Дассена «Грубая сила» по меркам второй половины сороковых годов двадцатого века, безусловно, был откровенным и шокирующим. Сегодня, когда любому доступна видеосъемка пыток и издевательств из саратовской ОТБ-1, кинокартина про ужасы тюрьмы «Вестгейт» не кажется чрезвычайно травмирующей.

Проблема пыток заключенных в местах лишения свободы стала одной из самых обсуждаемых – подробный доклад о данной проблематике прозвучал и в ходе недавней встречи Владимира Путина с членами СПЧ. Как сообщил президент, сейчас разрабатываются поправки в уголовное законодательство о пытках. Проблема находится на контроле у руководства страны.