МОСКВА, 5 дек - РАПСИ. Высокий суд Лондона, в котором проходит процесс по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу, закончил в понедельник заслушивать свидетелей, адвокат ответчика выступит с заключительным словом 19 декабря, следует из стенограммы слушаний, имеющейся в распоряжении агентства РАПСИ/rapsinews.ru.

Процесс по иску более чем на 5,5 миллиарда долларов продолжается в лондонском суде уже более двух месяцев - рассмотрение дела по существу началось 4 октября. Само исковое заявление было подано еще в 2007 году.

Объектом спора между бизнесменом и олигархом стал ряд российских активов, среди которых порядка 43% акций "Сибнефти" и доля в РУСАЛе. Березовский заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000-2003 годах был вынужден продать указанные активы значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича.

Ответчик, в свою очередь, оспаривает заявление о том, что Березовский владел какими-либо акциями компаний. Деньги - миллионы долларов, причем нередко наличными - ему, по словам бывшего губернатора Чукотского автономного округа, выплачивались лишь за политическую протекцию.

Политика и бизнес

В понедельник суд заслушал вторую часть выступления профессора Роберта Сервиса (Robert Service), британского историка, автора книги Russia: Experiment with a People ("Россия: эксперимент с народом"), выдержки из которой приводились в ходе его допроса. Сервис начал рассказывать о своем видении и понимании 90-х годов и российских реалиях еще накануне.

"Для того чтобы понять этот период истории в 90-х, необходим очень широкий охват, а также способность к философскому скептицизму", - отметил Сервис. По его признанию, в российской истории немало удивительного.

Судья Глостер, председательствующая на процессе, однако, не дала профессору развить эту мысль, попросив его не отклоняться от основной темы - особенностей ведения бизнеса в России в то время и хитросплетений бизнеса и политики.

"По сравнению с горбачевским периодом, который гораздо более открыт для общественного внимания, нам, в действительности, очень мало известно о политических и коммерческих процессах ельцинского времени и еще меньше из этого из путинских времен", - сообщил профессор.

При этом он не стал спорить с тем, что создавать ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов начал, занимая должность заместителя министров нефтяной и газовой промышленности и что он в определенное время занимался политикой так же, как и бизнесом.

Но, по мнению британского историка, связь политических кругов и бизнеса в то время была тоньше, нежели это пытается представить адвокат Березовского. "Я был бы очень, очень осторожен, допуская, что люди наподобие Потанина были инициаторами крупной, стратегической финансовой сделки, которая имела место в 1995-1996 годах", - отметил он.

На минувшей неделе этот же вопрос поднимался в суде в ходе выступления эксперта по российскому праву Ильи Рачкова. Многие российские бизнесмены, имевшие политический вес, в 90-х годах занимались лоббированием интересов, Борис Березовский был в этом смысле не одинок, существовал даже рынок таких услуг, он.

Риск - дело благородное

Последним из свидетелей, выступивших на процессе, стал профессор Брюс Бин (Bruce Bean) из Университета Мичигана. В 1995-2003 он работал в Москве - сначала в юридической фирме Coudert Brothers, затем в Clifford Chance, среди клиентов которых было немало крупных российских компаний.

Он согласился с тем, что в середине 90-х годов в России ведение бизнеса было сопряжено с определенными сложностями и рисками.

"Были возможности зарабатывать деньги, но это было гораздо проще делать в Лондоне", - заявил Бин. По его словам, у российских предпринимателей были основания в 90-х и начале 2000-х скрывать свои активы, в том числе через оффшоры, и сделать это не составляло особого труда, при этом они получали не только налоговые преимущества, но и выбор иностранного права для разрешения споров.

Однако профессор не поддержал утверждение, что договоренности между российскими предпринимателями касательно бизнеса чаще всего были устные лишь для того, чтобы скрыть активы. По его словам, за все время работы в России он с этим не сталкивался.

Собственно, из соображений безопасности, по утверждению Абрамовича, никогда не раскрывалось, что он один владеет "Сибнефтью". По его словам, он в какой-то момент решил "не высовываться" и заниматься бизнесом "тихонечко".

Отсутствие документации, которая бы однозначно подтверждала позицию той или иной стороны по рассматриваемым в суде вопросам, стало одной из ключевых проблем. В ходе допроса и Березовского, и Абрамовича адвокаты выясняли, на чем они основываются, делая заявления, которыми в большинстве случаев оказывались личные воспоминания.