МОСКВА, 31 мая – РАПСИ. Власти Южно-Африканской Республики разрабатывают поправки к национальному законодательству, направленные на обеспечение права самостоятельно решать вопросы исполнения или неисполнения постановлений Международного уголовного суда (МУС).

«В июне такой закон будет представлен в парламент», - заявил заместитель министра государственных предприятий ЮАР Обед Бапела в интервью ВВС World Service.

В частности, в разрабатываемом акте будет указано, что ЮАР «обеспечит себе [право решать] кого арестовывать, а кого не арестовывать», отметил Бапела.

Кроме того, заместитель министра объявил о том, что власти ЮАР уведомили МУС об исключениях на исполнение его решений в соответствии со статьей 98 Римского статута, на основе которого в 2002 году был учрежден Международный уголовный суд.

Так, если статья 27 Статута гласит, что МУС обладает полномочиями по уголовному преследованию любых лиц, статья 98 может быть интерпретирована как запрет на задержание руководителей государств без явно выраженного согласия на такие меры со стороны соответствующего государства.

Бапела в интервью ВВС также высказал критические замечания в адрес МУС за использование последним «двойных стандартов» в своей деятельности, указав, что суд не принял никаких мер в отношении, например, бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блера или экс-президента США Джорджа Буша, несущих ответственность за убийства мирного населения Ирака.

Власти ЮАР, выступающей в настоящее время председателем БРИКС, уже обеспечили статус дипломатической неприкосновенности российским официальным лицам, которые будут присутствовать на назначенных на август мероприятиях организации.

Как ранее уже сообщало РАПСИ, в апреле 2023 года правящая партия ЮАР «Африканский национальный конгресс» (АНК) приняла решение о выходе государства из договора о МУС

Впрочем, вопрос о целесообразности дальнейшего участия страны в договоре о МУС был поднят не впервые. В частности, об этом в 2015 году сообщало информационное агентство Reuters со ссылкой на представителя правительства страны.

В 2016 году Reuters сообщало о якобы имеющемся в ее распоряжении уведомлении о выходе ЮАР из договора об учреждении Международного уголовного суда.

«Южно-Африканская Республика пришла к выводу, что ее обязательства в отношении мирного разрешения конфликтов иногда несовместимы с их интерпретацией, данной Международным уголовным судом», − цитировало тогда агентство текст документа.

В российском Министерстве иностранных дел, в свою очередь, в декабре 2022 года назвали откровенным лицемерием позицию суда по расследованию «ситуации в Грузии», заявив, что МУС использует двойные стандарты в подходах к правосудию.

На возникающие сложности с деятельностью МУС вслед за Россией в марте этого года обратили внимание в Китайской Народной Республике. Официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Ван Вэньбинь заявил, в частности, что МУС стоит следовать закону и нормам международного права при вынесении своих решений. «МУС должен занимать объективную и справедливую позицию, уважать юрисдикционный иммунитет глав государств в соответствии с международным правом, разумно осуществлять свои полномочия согласно закону, добросовестно толковать и применять международное право, не заниматься политизацией и избегать двойных стандартов», — отметил Ван Вэньбинь.