Мария Гусарова, РАПСИ

Администрация вельской колонии (ИК-14, Архангельская область), где отбывает свой второй срок бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев, выступила в суде против его условно-досрочного освобождения. Нецелесообразность УДО объясняется тем, что заключенный потерял "тюремный костюм" и был невежлив - сам Лебедев называет характеристику из колонии оговором и требует письменных обоснований заявления о нарушении.

Костюм и неуважение

Главным событием первого дня слушаний по ходатайству Лебедева, которое рассматривает Вельский районный суд, стало выступление представителя колонии, где содержится заключенный. Оглашая характеристику за период с 16 июня 2011 года, когда Лебедев поступил в ИК-14, представитель колонии заявил, что экс-бизнесмен, находясь на карантине, совершил два нарушения - потерял костюм и невежливо обращался к сотруднику колонии. С учетом того, что у Лебедева и ранее были нарекания в других учреждениях системы исполнения наказаний, администрация считает "предоставление условно-досрочного освобождения ему нецелесообразным".

Лебедев и его защита сказанным были возмущены. Бывший глава "Менатепа" заявил, что эта характеристика - безосновательный оговор. Он пояснил судье Николаю Распопову, что колония сама не уследила за его личными вещами: пока его возили из ИК в СИЗО в Архангельске для участия в заседании московского суда посредством трансляции, злополучный костюм и еще некоторые вещи должны были находиться под неусыпным надзором администрации ИК. Там же теперь считают, что он забрал выданные ему вещи и куда-то их дел по дороге.

"Скажите, вы, подписавший этот документ, вы искренне считаете, что все оглашенные сегодня в течение дня характеристики и данные свидетельские показания, зачитанные награды и дипломы перевешиваются тем, что он дал закурить сокамернику или дал перекусить сокамернику и, извините, потерял штаны?" - поинтересовался у представителя колонии Анатолия Корсунского адвокат Константин Ривкин.

"Чтобы сделать (более основательные) выводы, необходимо, чтобы данный осужденный более продолжительное время побыл в колонии", - ответил представитель ИК.

Также Лебедев потребовал у колонии письменных обоснований заявления о втором нарушении. По словам адвокатов, этого обоснования в материалах дела на настоящий момент нет, хотя закон предусматривает целую процедуру оформления нарушений, допущенных заключенными.

Письменная часть

В подтверждение того, что Лебедев действительно заслужил освобождение, его защита предоставила суду множество бумаг, некоторые из которых судье Распопову предстоит изучать и в среду.

Во вторник суду зачитали и приобщили, например, характеристику на Лебедева от руководства "Менатепа" за 2003 год, из которой следует, что "господин Лебедев не покладая рук трудился на благо российской экономики".

Также суду зачитали положительную характеристику из столичного СИЗО "Матросская тишина", где бывший глава МФО пробыл большую часть своего заключения.

А основным оглашенным документом стало письмо девятилетней дочери Лебедева Маши, которая просила отпустить ее отца домой, "ведь время идет, а я расту".

"Папочка, я тебя очень люблю, ты у меня самый лучший во всей вселенной, возвращайся поскорее домой, папочка, и Ходорковский тоже возвращайся домой", - зачитала письмо девочки адвокат Елена Липцер.

Обращение растрогало почти всех журналистов и слушателей.

Устная часть

Кроме того, к материалам дела приобщили заявления, которые во вторник сделали двое свидетелей. Брат Платона Лебедева Виктор и главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов предложили трудоустроить бизнесмена сразу после освобождения. В первом случае ему предложено место специалиста по экономическим вопросам в штате ЗАО "Международная компания связи", которой владеет Виктор Лебедев. Во втором - должность экономического обозревателя в газете, причем для экс-руководителя "Менатепа" там уже готовы и рабочий стол, и визитки.

Бывший сослуживец Лебедеда по ЮКОСу Алексей Кондауров в свою очередь заявил суду, что о времени работы "не просто не жалеет, а считает для себя большой жизненной удачей, что удалось с ними поработать". "Платон Леонидович и Михаил Борисович - это штучный человеческий материал. Люди абсолютно незаурядные и порядочные. Такие люди, как Ходорковский и Лебедев, занимаются производством рукавиц и варежек, а способны руководить огромными компаниями", - добавил Кондауров.

Выступила в качестве свидетеля и народная артистка РСФСР Наталья Фатеева, предложившая судье Распопову "сделать первый шаг", поскольку в Вельске "никогда никого не освобождали по УДО, что очень печально".

Планы на второй день

Как ожидается, на предстоящем в среду заседании, которое начнется в 10.00 мск, суд выслушает позицию прокуратуры по вопросу об УДО Лебедева, а также изучит материалы, предоставленные защитой, чтобы адвокаты в последующих своих выступлениях могли на них ссылаться. Кроме того, свою позицию должен высказать и сам осужденный.

Хамовнический суд Москвы в конце 2010 года приговорил Лебедева и экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. С учетом приговора от 2005 года по первому делу, согласно которому Ходорковский и Лебедев были осуждены на восемь лет лишения свободы, и проведенного в заключении времени срок их наказания истекал в 2017 году. Однако 24 мая Мосгорсуд смягчил наказание на один год.