Ирина Тумилович, Любовь Ширижик, РАПСИ

Хамовнический суд Москвы приговорил к двум годам колонии каждую из трех участниц панк-группы Pussy Riot, признанных виновными в хулиганстве по мотиву религиозной ненависти и вражды в храме Христа Спасителя; мнение политиков и общественных деятелей о справедливости приговора разделились, а РПЦ, не оспаривая наказание, просит власти о милосердии.

Политологи полагают, что вариант дальнейшего развития событий, при котором девушек могут помиловать, более чем вероятен.

По нормам Уголовного кодекса РФ, подсудимым грозило до семи лет заключения, прокуратура требовала отправить обвиняемых в колонию на три года. Вместе с тем потерпевшие считали возможным дать девушкам условный, а не реальный срок лишения свободы.

Марина Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова, а также их защита просили суд вынести оправдательный приговор. Адвокаты уже заявили о намерении обжаловать вердикт Хамовнического суда.

Судья Марина Сырова, которой накануне выделили госзащиту из-за поступающих угроз, сочла, что с учетом дерзкого и оскорбительного поступка было бы справедливым исправление подсудимых в условиях изоляции от общества. Несмотря на то, что у всех трех участниц панк-группы выявлено смешанное расстройство личности, они признаны вменяемыми, а, следовательно, Алехина, Самуцевич и Толоконникова могут и должны понести наказание за совершенное преступление, отметила судья.

Дерзко, цинично, глумливо

Судья пришла к выводу, что преступление совершено умышленно, подсудимые заранее готовились к нему и даже отрепетировали хулиганскую акцию в Елоховской церкви. Суд установил, что хулиганство было совершено в составе организованной группы, а две участницы панк-группы скрылись от правосудия.

В приговоре отмечается, что фигурантки дела провели акцию именно с целью разжигания ненависти и вражды, а в результате совершенного ими преступления возникла реальная угроза гражданскому согласию в стране.

Действия Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой, на взгляд суда, унизили и оскорбили значительную группу граждан - не только находящихся во время выходки в храме, но и всех православных верующих.

В приговоре судья сослалась на показания девяти потерпевших - служителей храма, которые были до глубины души оскорблены преступлением, богохульная акция нанесла им душевную боль и страдания, а один из потерпевших даже не смог продолжить работать в храме.

Все они расценили акцию подсудимых как богохульство - девушки вели себя вызывающе, их поведение и одежда были неподобающими.

"Потерпевшие не могли поверить, что такой дерзкий и оскорбительный поступок происходит в главной святыне страны, храме, который построен в благодарность за победу в Отечественной войне 1812 года", - говорится в приговоре.

Сырова отметила, что подсудимые нарушили все мыслимые и немыслимые нормы и правила поведения, преступление сотрудников храма шокировало, многие во время хулиганской акции плакали.

Суд пришел к выводу, что участницы панк-группы сознательно и намеренно унизили чувства всех верующих и осквернили храм.

"Действия враждебны как к православной религии, так и к верующим", - говорится в приговоре.

Судья Сырова довольно подробно описала, как именно вели себя подсудимые в Храме Христа Спасителя - дрыгались, высоко задирали ноги, нецензурно выражались, намеренно и искаженно пародировали христианские обряды. "Действия обвиняемых доказывают, что к православным они относятся презрительно", - говорится в приговоре.

Судья неоднократно в приговоре указала, что весь хулиганский поступок был совершен исключительно ради разжигания ненависти и вражды к верующим людям.

Кроме того, она прочитала полностью как текст "панк-молебна", так и лозунги разбросанных в храме листовок, которые содержали оскорбительные и нецензурные высказывания в адрес священнослужителей, а также сотрудников силовых структур.

"Обвиняемые своим поступком посягнули на православие и его высокое значение для народа", - считает судья.

Она также в приговоре учла мнение российских муфтиев, которые расценили акцию как "громогласное заявление об упадке нравственности и утраты в людях духовных ценностей".

Богохульство без политики

Утверждения Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой о том, что акция являлась попыткой донести свои политические убеждения, а оскорблять и разжигать религиозную рознь подсудимые не хотели, суд расценил критично. По мнению Сыровой, фигурантки дела таким образом просто хотели избежать уголовной ответственности.

Она сослалась на показания потерпевших, свидетелей, а также выводы экспертизы - все они доказывают, что в ходе акции были лишь непристойные и оскорбительные слова в адрес Господа, а никаких политических лозунгов не было.

Судья считает, что действия подсудимых являются "более чем злостными и циничными", и они заранее знали, что совершают богохульство.

"Ненависть и религиозная вражда проявилась даже в судебном заседании. Свидетельство тому - реплики обвиняемых в суде против потерпевших", - говорится в приговоре.

Сырова напомнила, что фигурантки дела не признали своей вины и не раскаялись в содеянном. Что касается извинений, то, по словам судьи, потерпевшие им не поверили, сочтя их неискренними.

При этом судья уделила особое внимание психолого-психиатрической экспертизе обвиняемых, которая неожиданно нашла у всех трех смешанное расстройство личности. В приговоре говорится, что это, в частности, проявляется "высокой самооценкой", склонностью к "категоричному выражению своего мнения", "оппозиционной формой поведения" и "активной жизненной позицией".

Тем не менее, согласно выводу экспертов, Алехина, Самуцевич и Толоконникова являются вменяемыми и не нуждаются в принудительном лечении.

Согласно приговору, они осознавали характер и степень общественной опасности своего поступка, а потому могут и должны нести за него уголовную ответственность. Сырова посчитала, что исправление обвиняемых возможно только в условиях изоляции от общества.

В качестве смягчающих обстоятельств Сырова учла первую судимость фигуранток дела, их положительные характеристики, а также наличие у Толоконниковой и Алехиной несовершеннолетних детей. Отягчающих вину обстоятельств суд не установил. При назначении наказания судья также приняла во внимание, что потерпевшие не настаивали на суровом приговоре для обвиняемых.

Тем не менее, отметила судья, исходя из принципа справедливости, а также с целью воспрепятствования повтора подобных акций, подсудимые должны отбывать реальное наказание в колонии общего режима.

Очевидно, что данный приговор в ближайшее время не вступит в законную силу - адвокаты подсудимых заявили о намерении его обжаловать еще до оглашения.

Срок наказания Самуцевич, Толоконниковой и Алехиной исчисляется с момента их задержания - с марта этого года, таким образом, в случае вступления в силу приговора, участницы панк-группы смогут выйти на свободу в марте 2014 года. Согласно закону, уже в июле следующего года они могут попросить об условно-досрочном освобождении, так как к этому времени истечет две трети отбытого наказания.

Реакция на приговор

Приговор суда, равно как и акция панк-группы, вызвал неоднозначную общественную оценку: кто-то счел назначенное наказание чрезмерно жестким, по мнению других подсудимые заслуживают еще большего срока. При этом и сторонники, и противники не отвергают возможность помилования.

Такая версия появилась после заявления РПЦ о необходимости милосердия. "Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий", - говорится в заявлении РПЦ.

Надежду на то, что президент помилует осужденных, высказал и бывший глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, клирик храма Святой Татианы при МГУ и настоятель строящегося подмосковного храма Василия Великого протоиерей Владимир Вигилянский.

Он также подчеркнул, что патриархия не оказывала никакого влияния на суд.

В свою очередь замсекретаря Генсовета партии "Единая Россия", глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев назвал приговор жестким, однако, по его мнению, большинство россиян сочтут его справедливым. Он также не исключил, что окончательную точку в этом деле поставит решение главы государства.

Исаев отметил, что "для всех это (приговор) послужит уроком, что государство защищало и будет защищать права всех религиозных объединений в нашей стране".

Полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях, адвокат Михаил Барщевский считает поступок подсудимых безобразным, но не уголовно наказуемым.

"То, что они сделали, поступок совершенно безобразный. Это административный проступок, но не уголовно наказуемый. Я считаю, что это было обычное эпатажно безнравственное поведение", - сказал Барщевский.

Эту точку зрения поддержал и Глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, который убежден, что девушки совершили административное правонарушение, а не уголовное преступление. Он считает, что впоследствии приговор будет смягчен.

Президент глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов считает, что участницы Pussy Riot могут рассчитывать на помилование после обращения РПЦ или на снижение срока.

По мнению политолога, проявление милосердия к осужденным, о котором РПЦ попросила государственные власти, означает просьбу о помиловании.

Вокруг процесса

В день оглашения приговора в России и других странах прошли акции в поддержку подсудимых. Выступления были организованы более чем в 50 городах мира, в том числе в Париже, Берлине, Мадриде, Барселоне, Брюсселе, Кишиневе, Риге, Эдинбурге. Почти все активисты призывали участников выступлений проводить свои митинги мирно, не создавая опасных ситуаций и не провоцируя полицию. При этом в ряде стран желающие поддержать российскую панк-группу пришли на демонстрации в разноцветных одеждах и балаклавах.

Аналогичные мероприятия прошли в Томске, Саратове, Казани, Новосибирске, Перми. В Самаре акция не обошлась без эксцессов - задержали девять человек.

В Москве неизвестные надели разноцветные шапки с прорезями на памятники - Александра Пушкина с Натальей Гончаровой на Арбате, Памяти советских воинов в переходе станции метро Белорусская и казахскому поэту Абаю Кунанбаеву.

У здания Хамовнического суда, где судили девушек из Pussy Riot, московская полиция за различные правонарушения задержала более 50 человек.

"Все они были доставлены в отдел полиции для решения вопроса о привлечении к административной ответственности", - сообщили РИА Новости в пресс-службе столичного главка МВД.