Сложные отношения с родственниками не являются уважительной причиной для восстановления пропущенного срока вступления в наследство, разъясняет Верховный суд РФ в своём втором обзоре за 2019 год. Он также отмечает, что закон не обязывает наследников уведомлять нотариуса о других претендентах на имущество.


Суть дела

В суд обратилась племянница наследницы, просившая восстановить пропущенный срок и признать за ней право на имущество отца: квартиру, земельный участок и банковский счет. Заявительница указала, что является наследницей первой очереди, но пропустила срок, так как поздно узнала о смерти отца, с которым у нее были очень сложные отношения. Суд первой инстанции не счел такую причину уважительной и забирать наследство у тети истицы отказался. Однако апелляционная инстанция с такой позицией не согласилась.

Вышестоящий суд в качестве уважительности причин пропуска данного указал на редкое общение дочери и отца ввиду сложности в их общении по вине последнего.

Но это решение уже не устроило судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ, которая отменила апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Позиция ВС

Согласно закону, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, но пропустивший этот срок родственник может попросить восстановить его, если он не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срок по другим уважительным причинам.

В постановлении пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года №9 также разъяснялось, что требования о восстановлении срока принятия наследства могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам.

К числу уважительных причин относятся обстоятельства, связанные с личностью истца: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.

Таким образом, натянутые отношения с родственником не относятся к числу уважительных причин при пропуске срока наследства, а значит вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для восстановления срока для принятия наследства дочерью является правильным, указано в обзоре.

«Кроме того, придя к выводу о том, что ответчик допустил нарушение положений пункта 4 статьи 1 ГК РФ, предусматривающего, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, а также статьи 10 ГК РФ, содержащей запрет недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом), выразившееся в том, что ответчик скрыл от нотариуса наличие наследника первой очереди, суд апелляционной инстанции не учел, что действующее законодательство не возлагает на наследника обязанности сообщать нотариусу сведения о других наследниках наследодателя», — отмечает высшая инстанция.

А значит вывод апелляционной инстанции о том, что несообщение сестрой умершего информации о наличии у него дочери может служить основанием для восстановления срока для принятия наследства, является ошибочным (определение №5-КГ18-268).

Алиса Фокс