Если военнослужащий не осознавал незаконность выполненного им приказа или распоряжения, то он не подлежит уголовной ответственности, а командир (начальник), отдавший такой приказ, должен нести ответственность как исполнитель соответствующего преступления, уточняет Верховный суд (ВС) РФ в проекте постановления Пленума о практике рассмотрения уголовных дел о преступлениях против военной службы. 


Кроме того, в зависимости от конкретных обстоятельств дела командир (начальник), отдавший незаконный приказ или распоряжение, может быть дополнительно привлечен к ответственности и по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). 

Незаконный приказ 

ВС напоминает, что в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ заведомо незаконным приказом начальника следует считать, в частности, приказ, направленный на совершение преступления или нарушение законодательства Российской Федерации, либо не имеющий отношения к исполнению обязанностей военной службы, либо отданный с нарушением установленного порядка. 

«Если подчиненный выполняет приказ начальника, предписывающий ему совершить заведомо для него уголовно наказуемые действия (допустить бездействие), то есть при осознании их явной преступности, с целью достижения конкретного преступного результата, то он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях», — отмечает Верховный суд. 

При этом действия начальника, отдавшего такие приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ со ссылкой на часть 3 или 4 статьи 33 УК РФ.

Высшая инстанция поясняет, что приказ признается таковым, если судом будет установлено, что он соответствует законам и другим нормативным правовым актам (по содержанию, цели и средствам исполнения), требования, содержащиеся в нем, связаны с военной службой, а также соблюдены форма, условия и порядок (процедура) его отдачи. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Единое преступление 

Неисполнение одного и того же приказа, отданного неоднократно, следует квалифицировать как единое преступление. При этом не имеет значения, отдавался приказ одним лицом или разными начальниками, поскольку умысел виновного направлен на неисполнение фактически одного приказа, уточняет ВС.  

«Неисполнение подчиненным нескольких приказов (различных по содержанию и времени отдачи) может представлять собой единое преступление в случае, когда неисполнение таких приказов имеет общую цель и единый умысел. При этом между отдельными актами неисполнения приказа должно быть внутреннее единство, свидетельствующее об устойчивом поведении, направленном на реализацию единого умысла (например, военнослужащий неоднократно отказывается заступать в суточный наряд по роте, по столовой в связи с нежеланием выполнять обязанности по наведению порядка в помещении казармы или столовой)», — следует из проекта постановления Пленума.