Конституционный суд (КС) РФ отказал в рассмотрении жалобы участника СВО, которого отказались зарегистрировать кандидатом на досрочных выборах главы муниципального образования, поскольку он находился в зоне боевых действий и не смог лично представить необходимые документы в избирательную комиссию. Корреспондент РАПСИ изучил определение КС РФ № 2613-О/2025 с разъяснениями особенностей избирательных прав военнослужащих.
Только лично
Как следует из материалов дела, участник СВО Дмитрий Поршнёв был выдвинут политической партией в качестве кандидата на досрочных выборах главы муниципального образования, назначенных на 8 сентября 2024 года. Находясь в зоне боевых действий он не смог получить отпуск, чтобы лично принести документы в избирательную комиссию, и отправил туда посредника. Но из-за того, что Поршнёв не смог явиться лично, ему было отказано в регистрации в качестве кандидата. Суды подтвердили законность такого решения избиркома, после чего военнослужащий обратился в КС РФ, попросив проверить конституционность пункта 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в которой говорится, что если кандидат болен, в качестве подозреваемого или обвиняемого содержится под стражей или под домашним арестом, по его просьбе принести документы в избирательную комиссию может иное лицо.
Отпуск после регистрации
Действующее законодательство, как разъясняет оспариваемую норму КС РФ, исходит из того, что представление документов не кандидатом лично, а иным лицом допускается именно при объективном отсутствии у гражданина возможности лично представить документы в избирательную комиссию, что обусловливается такими обстоятельствами, которые возникают помимо его воли и не могут быть заранее соотнесены с периодом проведения выборов. Но, как отметил КС РФ, к военнослужащим и участникам боевых действий это положение не относится.
"Отсутствие в действующем законодательстве положений о представлении в избирательную комиссию необходимых документов не лично военнослужащим (в частности, военнослужащим – участником боевых действий), выдвигающимся в качестве кандидата на выборах, а иным лицом само по себе не свидетельствует о невозможности соблюдения соответствующего требования, поскольку в этих целях военнослужащий не лишен возможности воспользоваться предоставляемыми отпусками, в том числе основным отпуском, продолжительность которого, по общему правилу, позволяет соотнести его со временем представления в избирательную комиссию документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата", – сказано в определении КС РФ.
По мнению КС РФ, такое правовое регулирование само по себе не может расцениваться как создающее произвольные препятствия для реализации избирательных прав граждан или исключающее возможность выдвижения военнослужащих в качестве кандидатов на выборах.
При этом КС РФ добавляет, что после регистрации в избиркоме командир части, в которой служит кандидат, должен предоставить ему отпуск на весь период выборов для взаимодействия с избирателями.
Михаил Телехов



