МОСКВА, 23 авг - РАПСИ. Бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в понедельник приступил к даче показаний по второму уголовному делу в отношении него и экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, в рамках которого им вменяется хищение 350 миллионов тонн нефти, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из зала суда.

Свою речь Лебедев начал с приглашения, адресованного судье Виктору Данилкину. "Добро пожаловать в большой мир международного бизнеса", - сказал он.

По его словам, в этой сфере самая сложная проблема - это конфликты интересов, и в частности, - между компаниями и правительством. И главное в этой ситуации - уметь признавать ошибки и добросовестно их исправлять, считает бывший руководитель международной компании.
Он рассказал суду о "не необычной, а классической" истории создания компании.

Лебедев пояснил суду разницу между островом Гибралтар в штате Огайо, США, где, как полагает обвинение, была зарегистрирована организация МЕНАТЕП, и Гибралтаром в Великобритании, где была учреждена компания Флеймон Лимитед (Flaymon Limited), приобретенная по лицензии Центробанка и в январе 1998 года переименованная в Груп МЕНАТЕП Лимитед (Group MENATEP Limited - позже GML). Он отметил, что компания не была учреждена в России, так как российский рубль не был свободно конвертируемой валютой и риски для международного бизнеса в РФ были "огромны и непредсказуемы", что позже подтвердил дефолт.

Лебедев утверждает, что компания МЕНАТЕП, которую он ранее возглавлял, продолжает действовать и сегодня как международная инвестиционно-холдинговая компания, "несмотря на провокации организованной прокурорской группы".

При этом он отметил, что основной удар в деле ЮКОСа попал на МЕНАТЕП и ее акционеров, "у которой было просто украдено или экспроприировано имущество".

По словам Лебедева, для МЕНАТЕПА как международной организации было принципиально не участвовать в так называемом money laundering или отмывании денег.

"Четырех или пяти грязных долларов хватило бы, чтобы испортить репутацию всего международного холдинга", - сказала Лебедев, отметив, что единственными источниками финансовых поступлений в GML были дивиденды от деятельности его "дочек" и поступления от сделок с ценными бумагами.

Он пояснил, что дает подробные пояснения о структуре и деятельности всей подконтрольной ему организации, единственным экспертом по которой является именно он, для того, чтобы никто не мог "сочинять сказки, что какие-то грязные деньги попали на счета МЕНАТЕП".

Лебедев добавил, что "некоторые товарищи пробовали зачислить так называемые грязные деньги, но банковская система работала так, что я был уверен, что это невозможно".

В настоящее время в процессе объявлен очередной перерыв, после которого Лебедев возобновит дачу показаний. Подсудимый говорит без остановок, иллюстрируя все слова наглядными схемами и таблицами.

В одной из пауз он сообщил судье Виктору Данилкину, что "я не тенор в Большом театре и свежее яйцо мне не полагается, но думаю, что через два дня голос у меня сядет".