САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Изменения в организационно-штатной структуре государственного органа, предполагающие перераспределение должностных обязанностей и исключение из штатного расписания замещаемой конкретным гражданским служащим должности не могут расцениваться как основания для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего, не выразившего согласия на замещение иной предложенной ему должности, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Дело о проверке конституционности частей 1, 3 и 4 статьи 29 и пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" рассматривалось в связи с жалобой Ларисы Зарубиной.

Оспариваемые нормы гласят, что гражданский служащий, отказавшийся при перераспределении должностных обязанностей от замещения должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

Перераспределили и уволили

Как следует из материалов дела, Зарубина работала референтом Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ.

"Весной 2019 года в министерстве был создан новый Департамент, которому перешли функции нескольких отделов и штат госслужащих. Зарубиной предложили изменить условия служебного контракта и занять должность советника отдела Департамента со сходными обязанностями. Однако она не согласилась, поскольку новая должность относилась к нижестоящей. Контракт с заявительницей был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена", - передает пресс-служба КС РФ суть жалобы Зарубиной, пояснив, что заявительница, полагая увольнение незаконным, обратилась в суды, но поддержки не нашла.

Недопустимое смешение правил

По мнению КС РФ, действующее законодательство предполагает сохранение статуса госслужащего путем перераспределения кадров внутри единой системы госорганов. То есть, как считает КС РФ, изменение представителем нанимателя такого существенного условия служебного контракта, как наименование должности, возможно только в случае ее переименования в Реестре должностей федеральной госслужбы и не должно приводить к отнесению ее к нижестоящей категории или группе. Кроме того,  КС РФ отметил, что переименование должности не должно затрагивать должностные обязанности госслужащего и другие условия служебного контракта.

"Иное предполагает не изменение наименования должности, а введение новой. В такой ситуации изменение существенных условий контракта без согласия госслужащего, а также его увольнение в связи с отказом от замещения этой новой должности без предоставления ему гарантий не согласуются с конституционными предписаниями", - говорится в материалах суда.

КС РФ отмечает, что перераспределение должностных обязанностей, которое необходимо для повышения эффективности работы конкретного госоргана, и исключение из штатного расписания замещаемой госслужащим должности не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности и не является основанием для одностороннего изменения представителем нанимателя условий служебного контракта.

"Истолкование оспариваемых законоположений как позволяющих расценивать отсутствие согласия гражданского служащего, должность которого подлежит исключению из штатного расписания государственного органа, на замещение вновь созданной должности гражданской службы, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, в качестве его письменного отказа от замещения этой должности приводит к недопустимому смешению правил, установленных частью 3 (предполагающей отсутствие согласия гражданского служащего от продолжения гражданской службы при изменении существенных условий служебного контракта без изменения при этом его должностных обязанностей) и частью 4 (предусматривающей последствие отказа такого гражданского служащего от предложенной ему иной должности гражданской службы) статьи 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и, как следствие, к выбору основания увольнения, не согласующегося с фактическими обстоятельствами, а тем самым – и к нарушению не только указанных конституционных предписаний, но и конституционных прав этого гражданского служащего", - говорится в Постановлении КС РФ.

Оспариваемые нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, но должны применяться в соответствии с выявленным в решении КС конституционно-правовым смыслом.

Правоприменительные решения по делу Зарубиной подлежат пересмотру.