Конец Новгородской республики фактически послужил началом объединению большинства русских земель и княжеств. О правовых и геополитических аспектах этого события в контексте обретения независимости русским государством – в тринадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Вступив на престол в 1462 году сын Василия II Иван Васильевич III принял эстафету начавшегося процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Уже в 70-е годы он добивается существенных результатов на этом направлении. Так, ему удалось присоединить Ярославское княжество, затем большую часть Дмитровского княжества. В 1474 году он выкупил доли совладельцев Ростовского княжества и также присоединил его к своим владениям.

Но наиболее крупным приобретением Москвы в это время стало, конечно, присоединение к своему государству Великого Новгорода. Сделать это было очень непросто. С 1136 года – на протяжении трех с половиной столетий – в Новгороде царили республиканские порядки. И эта форма правления настолько укоренилась, что новгородцы готовы были биться за свою независимость насмерть. И, действительно, без жестокой кровопролитной битвы дело не обошлось.

Надо сказать, что Иван III первоначально хотел добиться хотя бы формального подчинения Новгорода и, видимо, не собирался пока уничтожать там республику. Но новгородцы истолковали дипломатические ходы московского князя как начало постепенного процесса ограничения их суверенитета. Поэтому они не согласились на переговоры об этом с Москвой и стали искать себе союзника в борьбе за независимость. 

Они обратились за помощью к могущественному соседу – Великому княжеству Литовскому. Напомним, что речь в данном случае идет не о собственно «литовском» государстве. В состав этого княжества, простиравшегося от Балтики до Черного моря, кроме Прибалтики, входила вся Белоруссия, бОльшая часть Украины и некоторые русские земли: Смоленск, Брянск, Курск. Это был серьезный конкурент Руси во многих отношениях. Поэтому возможное смыкание Новгорода с таким опасным противником чрезвычайно встревожило московского князя.

Поездка новгородского посольства к литовскому князю Казимиру и составление проекта договора с ним ускорило развитие событий по более жесткому сценарию. Иван III вынужден был поспешить. В поход на Новгород были отправлены московские отряды. 

14 июля 1471 года состоялось сражение на реке Шелони. Новгородское ополчение насчитывало от 20 до 40 тысяч человек, но потерпело поражение, потеряв убитыми 12 тысяч человек и 2 тысячи пленными. По итогам битвы был заключен Коростынский мирный договор между Москвой и Новгородом, согласно которому новгородцы выплачивали контрибуцию, уступали значительную часть территории Двинской земли, но самое главное – не могли «отдаватися под власть литовского великого князя».

Несколько позднее, в 1477 году, Иван III потребовал от новгородцев признания его в качестве «государя» и перехода полностью в его руки судебной власти. Вече отказало ему в этих требованиях, и на город снова двинулось московское войско. Новгород был осажден. 

Новые требования Ивана III были уже жестким ультиматумом: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам своё держати». Принятие этих условий означало полную утрату Новгородом своей независимости.

Мнения в новгородском обществе раскололись. Многие бояре стали переходить на сторону Ивана III, к ним примкнул и командующий новгородскими войсками князь Василий Гребёнка-Шуйский. 15 января 1478 года Новгород сдался. Республиканские порядки были отменены, вече потеряло свое верховенство и перестало собираться, а вечевой колокол – символ республики – был снят и отвезен в Москву.

Объединение и усиление Москвы происходило параллельно с распадом Золотой Орды. И до монголов дошел черед феодальной раздробленности. В XV веке выделились и стали самостоятельными Сибирское ханство, Большая Орда, Узбекское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Казахское ханство и Ногайская Орда. Этим ослаблением противника, разумеется, и должна была воспользоваться Русь в целях обретения своей независимости.

В 1472 году после неудачного похода на русские земли хана Большой Орды Ахмата Иван III прекратил уплачивать Орде дань. Это была последняя форма зависимости от прежних угнетателей. Во всем остальном Московское княжество уже давно вело себя как самостоятельное государство. В наказание за неповиновение хан Ахмат в 1480 году двинул свои войска на Русь.

Ситуация для Ивана III в этот период сложилась крайне неблагоприятная. Хан Ахмат установил союзнические отношения с литовским князем Казимиром, который пообещал ему помочь в борьбе с Москвой. А ведь Вязьма, находившаяся на территории Великого княжества Литовского, была сравнительно недалеко от Москвы. Ливонский орден напал на Псков. А тут еще и родные братья, обделенные Иваном, подняли мятеж, отъехали к литовской границе и вступили в переговоры с Казимиром.

Хан Ахмат в сентябре 1480 года, пройдя по территории литовского княжества, подошел к русской границе по реке Угре. Однако все попытки переправиться через реку были отбиты русскими воинами. И началось известное «стояние на реке Угре», растянувшееся на много недель. Хан так и не отважился на большую битву, видимо, ожидая более благоприятной для себя ситуации. 

Однако дипломатические усилия московского князя и время работали на Ивана III. Казимир явно не собирался помогать хану, так как его сильно «отвлек» союзник Ивана III крымский хан. С братьями-мятежниками удалось договориться, а на помощь москвичам пришел со своим войском тверской князь. И 11 ноября хан Ахмат приказал отходить. Решающей битвы так и не случилось. Но это была полная победа возрождающегося русского государства. Унизительная и разорительная зависимость была ликвидирована.

Продолжая процесс «собирания» русских земель Москва объективно должна была решить вопрос со своим старым «конкурентом» в реализации этих планов – с Тверским княжеством. Здесь, так же, как и в случае с Новгородом, поводом для применения военной силы явились намерения Твери уйти под покровительство Великого княжества Литовского.

В 1485 году московские войска начали осаду Твери. Многие здешние бояре и удельные князья перешли на службу московскому князю. Их не устраивало планируемое подчинение Литве по причине господства там католической веры. И 15 сентября 1485 года Иван III въехал в Тверь, которая стала московским уделом. 

«Отъезд» к Москве бояр и князей из других земель «Литвы» привел к большой русско-литовской войне 1500-1503 годов. В результате победоносного завершения этой войны в состав русского государства перешло около трети территории Великого княжества Литовского, в том числе Чернигов, Гомель и Брянск.

Таким образом, Ивану III к концу своего княжения удалось добиться независимости русского государства и объединить большинство русских земель и княжеств. На повестке дня из крупных территорий не присоединенными оставались Рязанское княжество, Псков и Смоленск. Преемники Ивана III должны были завершить процесс «собирания русских земель» в единое государство.

Продолжение читайте на сайте 7 февраля