Временное правительство на период до созыва Учредительного собрания присвоило себе права высшего органа и законодательной, и исполнительной власти. Каких результатов оно достигло на этом поприще, рассказывает в семьдесят четвертом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Самые первые преобразования в области государства и права коснулись тех органов, которые воспринимались как отрицательные символы царского режима. В частности, немедленно были упразднены Департамент полиции и Штаб отдельного корпуса жандармов. Несколько позднее ликвидировано Главное управление по делам печати, которое ведало цензурой.

Уже 2 марта 1917 года министр юстиции эсер А.Ф. Керенский своим распоряжением предписал прокурорам страны безотлагательно освободить всех политических заключенных. Одновременно приказывалось вернуть из сибирской ссылки социал-демократов – депутатов Государственной думы, занявших в начале Первой мировой войны антивоенную позицию.

4 марта распоряжением председателя правительства Г.Е. Львова были отстранены от должности губернаторы и вице-губернаторы. Их заменили губернскими комиссарами Временного правительства, назначаемыми из председателей губернских земских управ. 

Вот где пригодились либералам созданные в 1860-е годы органы местного самоуправления. Накопив необходимый опыт управления и выступая своеобразной альтернативой и конкурентом органам государственной власти на местах, земства легко и безболезненно «подхватили» власть в свои руки в нужный момент.

5 марта была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для проведения расследования о противозаконных действиях бывших царских министров и других высших чиновников. Основанием для этого послужили многочисленные депутатские запросы о нарушениях законности правительственными госслужащими, подготовленные депутатами в период работы всех предыдущих созывов Госдумы. 

Одним из первых, приговоренных к наказанию по результатам работы комиссии, был бывший военный министр генерал В.А. Сухомлинов. Сенат признал его виновным в неподготовленности русской армии к войне и приговорил к пожизненной каторге.

Была объявлена общая политическая амнистия и одновременно были сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. Среди освобожденных 90 тысяч заключенных оказалось немало уголовных преступников, которых в народе прозвали «птенцами Керенского». Результатом этой амнистии в совокупности с преобразованиями в органах правопорядка стало существенное ухудшение криминальной ситуации в стране.

7 марта Временное правительство постановило лишить свободы бывшего императора Николая II и его супругу Александру Федоровну. Арест производил главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал-лейтенант Л.Г. Корнилов.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов настаивал на заключении Николая Романова в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, но после переговоров с Временным правительством договорились оставить всю царскую семью под домашним арестом в Царском Селе.

Вместо упраздненного Департамента полиции 10 марта было учреждено «Временное Управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

Правовой базой для формирования новых структур органов правопорядка стали постановления Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временное положения о милиции» от 17 апреля 1917 года». В обязанности милиции входило не только расследование преступлений и охрана порядка, но и, в частности, охрана политических свобод.

Новая структура называлась «гражданской милицией». Она подчинялась местным органам власти и комиссарам Временного правительства. Никакой форменной одежды у милиционеров не было, они лишь носили нарукавную повязку с аббревиатурой «ГМ».

На службу в милицию мог быть зачислен любой грамотный гражданин России старше 21 года, не находящийся под следствием. В том числе должность милиционера оказалась доступна для лиц, осуждённых за кражу, мошенничество, укрывательство похищенного, подлоги, лихоимство, ростовщичество, если со дня отбытия наказания прошло более пяти лет.

В милицию в первые дни революции, когда она начала формироваться стихийно, как «общественная милиция», пошло большое число добровольцев, в основном из студентов и даже гимназистов старших классов. Но затем был введен возрастной ценз в 21 год, однако уже зачисленных ранее студентов не стали исключать. 

В связи с тем, что отделения милиции стали формироваться «с нуля» из совсем неопытных людей, то, естественно, встал вопрос о качественной составляющей этих структур. Сложно было наладить службу на должном уровне без профессионалов и опытных специалистов. И 15 марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам самим решать вопрос о приёме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов».

Вполне логично, что разгрому почти не подверглась сыскная полиция, где особенно нужны были старые опытные кадры. Ее переименовали в уголовно-розыскную, и правительство предложило передать бывшие сыскные отделения Министерству юстиции. 

При министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска, при министерстве внутренних дел — политическую разведку, при Генштабе — контрразведку и при Петроградском градоначальстве — осведомительный отдел.

В сфере законодательства Временное правительство оставило в силе основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. 

При Временном правительстве уже в марте было учреждено Юридическое совещание, в его состав вошли семь известных юристов, все они были членами кадетской партии. Это Совещание должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства. 

Таким образом, Временное правительство в первые месяцы своего существования решило только, на его взгляд, неотложные, «пожарные» задачи. Приступить к выработке общих принципов новой правовой системы правительство посчитало себя неправомочным.

Этот вопрос, как и другие важнейшие коренные преобразования в сфере государства и права, был отложен до созыва Учредительного собрания.

Продолжение читайте на сайте 16 апреля