Борьба за реализацию независимости России в 1990-1991 годах воплощалась в жизнь в первую очередь путем наполнения соответствующим содержанием Декларации о суверенитете, чему препятствовало Союзное правительство. О правовом противостоянии Верховных Советов СССР и РСФСР под руководством М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина рассказывает в сто пятьдесят пятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Декларация о государственном суверенитете России, провозглашенная 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов СССР, была действительно не более, чем политической декларацией. Поэтому в союзном руководстве, неодобрительно оценив этот шаг России, не особенно обеспокоились на этот счет.
Декларация, сыграв свою роль в виде торжественного программного документа, как бы повисла пока в воздухе, не подкрепленная другими конкретными правовыми мерами. Не все декларации как таковые могут выступать источниками конституционного права.
Российское руководство, однако, стремилось, не ограничиваясь этим протоколом о намерениях, наполнить Декларацию реальным содержанием.
Одновременно с Декларацией на съезде были приняты решения о несовместимости постов председателей Советов и первых секретарей партийных организаций. Реакцией на местах был повальный переход первых секретарей на посты председателей областных и городских Советов. Было также принято решение и «о департизации» Вооруженных сил, согласно которому распускались партийные органы в армии, службах безопасности и судах России.
В развитие этих положений 20 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принимает постановление «О механизме народовластия в РСФСР», в котором говорится: «В РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно-политических организациях». Реализуя это постановление, Б.Н. Ельцин в июле 1990 г. заявил на XXVIII съезде КПСС о своем выходе из Компартии.
22 июня 1990 г. выходит постановление Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР». Этот документ предлагалось взять за основу при составлении нового союзного договора.
В Постановлении указывается перечень союзных министерств и ведомств, которые имеют право непосредственного управления организациями, предприятиями и учреждениями на территории РСФСР. В этот список были включены Министерство обороны СССР, Министерство путей сообщения, Министерство гражданской авиации, Министерство морского флота, Министерство связи, Министерство атомной энергетики и промышленности, КГБ СССР.
Отдельно отмечалось: «МВД РСФСР подчинен только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР».
19 июля 1990 г. Верховный Совет России принимает закон о контроле над банковской сетью и сберегательными кассами. Это решение было немедленно объявлено Союзным правительством незаконным.
Так началась «война законов» между государственными органами России и СССР. В литературе порой это противостояние описывается как состязание Горбачева и Ельцина в борьбе за власть. Но эти процессы не сводились к личным неприязненным отношениям двух лидеров, а были шагами России по обоснованному, логичному наполнению соответствующим содержанием Декларации о суверенитете.
Следующим важным шагом в борьбе за реальный суверенитет республики явилось постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 августа 1990 года «О защите экономической основы суверенитета РСФСР». Этим постановлением признавались недействительными внешнеэкономические и союзно-республиканские соглашения и сделки, заключённые после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР без согласования с РСФСР.
Постановление вводило особый режим осуществления операций с такими ресурсами и товарами, как алмазы, золото, платина, драгоценные камни, серебро, нефть, уголь, газ, уран, редкоземельные, цветные и чёрные металлы, лесоматериалы, пушнина, зерно и другие стратегические ресурсы и товары.
Этим документом устанавливалось, что РСФСР не несет обязательств по кредитам, а также соглашениям и сделкам по указанным ресурсам и товарам, заключённым без согласия соответствующих органов РСФСР.
В ответ на это уже 23 августа 1990 выходит Указ Президента СССР, объявляющий постановление Верховного Совета РСФСР от 9 августа «О защите экономического суверенитета РСФСР» не имеющим юридической силы. «Война законов» обостряется: дело дошло до спора о владении и распоряжении стратегическими ресурсами на территории России.
12 сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принимает решения о сокращении на 10% военных расходов и на 20% расходов на КГБ.
24 октября Верховный Совет РСФСР принимает закон «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».
В нем говорилось: «В целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет: Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР, действуют на территории РСФСР непосредственно».
Во всех других случаях «законы и иные акты высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие на территории РСФСР после их ратификации Верховным Советом РСФСР».
Этим законом республики, входящие в состав РСФСР, также имели право участвовать «в решении вопросов о приостановлении, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР».
Статья 4 закона гласила: «Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР».
5 января 1991 г. Ельцин заявляет, что РСФСР будет формировать свой бюджет сама и выделит в союзный бюджет около 80 млрд рублей вместо 120 млрд, перечисленных в 1990 году.
15 января 1991 г. Горбачев на заседании Верховного Совета СССР заявляет о том, что позиция Ельцина о возможности создания российской армии — грубейшее нарушение Конституции СССР.
4 апреля 1991 г. Верховный Совет СССР обратился к Верховным Советам республик в связи с «бюджетной войной» — невыполнением республиками обязательств по перечислению в госбюджет средств на сумму более чем в 36 млрд рублей.
4 апреля 1991 г. III Внеочередной съезд Народных депутатов РСФСР, на основе итогов референдума, учреждает пост Президента РСФСР и назначает его выборы на 12 июня 1991 г.
6 мая 1991 состоялось подписание протокола о создании российского КГБ Б.Н. Ельциным и В.А. Крючковым.
12 июня 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента РСФСР. Кандидатами на этот пост были утверждены пять человек: Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, В.В. Жириновский, А.Г. Тулеев, А.М. Макашов. Выборы прошли в один тур, победил Ельцин, набравший 57,3% голосов от принявших участие в голосовании, Рыжков набрал 16,85% голосов, Жириновский — 7,81%.
После путча августа 1991 г. «война законов» вступает в новую последнюю решающую фазу. Уже 28 августа 1991 г. руководство РСФСР объявляет, что Россия устанавливает свой контроль над Государственным банком СССР и Внешэкономбанком СССР.
Продолжение читайте на сайте 18 ноября



