Какие перспективы перехода ивентов в онлайн, как переживают пандемию частные музеи и что поможет снизить штрафы концертным площадкам — общественный уполномоченный по культуре, член московской «Деловой России» Мария Ольшанская отвечает на вопросы читателей агентства. 

РАПСИ до конца года принимает вопросы и публикует на них ответы экспертов в рамках совместного проекта уполномоченного по защите прав предпринимателей в столице Татьяны Минеевой «Дежурный по Москве» и московской «Деловой России».


- Обороты в креативной индустрии упали фактически на 100%. Как Вы думаете, реально ли восстановление? Сколько на него потребуется времени?

- Обороты почти равны нулю в тех направлениях, где действуют ограничения: это концертная деятельность, выставочная, деятельность галерей и частных музеев, частные театры. Вообще понятие креативная индустрия стало звучать громче в период пандемии, до этого творческая и интеллектуальная сфера были самостоятельными, разрозненными, начиная с марта и дальше в период ограничений мы организовали работы по формированию ассоциаций, союзов, объединений в сфере креативной индустрии и проводим просветительскую работу по мерам поддержки (в Москве это меры, предложенные ДПИР).

Сейчас сложилась ситуация, в которой меры поддержки государства направлены опять же на государственные учреждения: возьмем сферу нашу — департамент культуры города Москвы и Минкульт РФ направили дополнительные средства на выплату заработной платы для всех подведомственных учреждений, субсидии на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов опять же государственного имущества, и ничего от слова совсем для негосударственных предприятий культуры.

Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций, союз негосударственных театров (а это в целом около 1000 организаций по стране) множество раз обращалось во все инстанции, но безрезультатно. На сегодняшний день часть компаний объявило о закрытии в связи с отсутствием средств на существование. Все предприятия креативной индустрии — это микро и малый бизнес, все занятые в нем создавали рабочие места, отчисляли налоги, платили зарплаты и авторские вознаграждения, были энтузиастами и творческими людьми, сейчас они в плачевном положении и без поддержки. Восстановление будет проходить сложно и точно не один год. Очень надеюсь, что мы не останемся в результате с государственной повесткой креативной индустрии, и частный сектор в культуре сохранится.

- У меня небольшое ивент-агентство, мы проводили корпоративные мероприятия в разных форматах. Как Вы оцениваете перспективы перехода ивентов в онлайн? Есть ли там спрос? Можно ли «вытянуть» себя за счет онлайна?

 - На мой взгляд, не удастся. Онлайн — это вынужденная мера, и вообще работает только как дополнение (расширение аудитории) к высококачественному оффлайн контенту, будь то спектакль, концерт, лекция, мастер-класс, экскурсия.

 - У нас маленький частный музей. Какие льготы нам положены? Есть ли послабления по аренде и ЖКХ?

 - В конце октября 2020 года Министерство культуры РФ анонсировало программу развития частных музеев на 2021-2023 годы. Ключевая идея программы — интеграция в единое музейное пространство страны наряду с федеральными и региональными музеями, распространение сферы инвестиций (дотаций, льгот) Минкульта и других программ на частные. Сейчас в реестре частных музеев около 500 организаций, и у них нет никаких льгот и преференций. К сожалению, до сих пор текста программы развития, реестра, проектов в отрытом доступе нет, так что сказать определенно о мерах поддержки невозможно.

 - Какие требования к проведению концертов на площадках небольших баров? Что нужно соблюсти, чтобы не попасть на штраф?

 - В Москве на основании указа мэра от 7 мая 2020 №55-УМ действует масочный режим — то есть во всех общественных местах посетители и персонал обязаны носить маски и перчатки, за несоблюдение установлен штраф по статье 20.6.1 КоАп РФ. Кроме того, есть требования Роспотребнадзора по количеству людей одновременно и времени работы предприятий. Каких-либо исключений для культурно-массовых мероприятий в зависимости от площадки нет.

Отмечу, что с 5 ноября 2020 ассоциации фитнеса, бьюти, рестораторов и креативной индустрии запустили флешмоб #наденьужеэтумаску, основной целью было призвать к социальной ответственности: носи маску — живи открыто. В нашей инициативе нас поддержали Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей и лично бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, деловые ассоциации, в том числе московская «Деловая Россия». В результате за месяц общая аудитория флэшмоба составила 50 миллионов человек, больше 100 тысяч публикаций, и снижение количества штрафов и закрытие мелких предприятий на 15%.

- Правда ли, что в 2021 году будет мораторий на взимание торгового сбора с предприятий торговли, которые расположены в заведениях культуры: музеях, театрах и т.д.?

- Законом города Москвы от 17 декабря 2014 №62 «О торговом сборе» установлен перечень льгот, освобождающих от обложения торговым сбором ИП и предприятий, при этом на время пандемии Москва не отменяла его оплату, а перенесла срок (за 1 квартал платежи до 31 декабря 2020).