Вернувшийся в Россию гражданин РФ вправе обратиться с заявлением о получении социальной помощи за время, проведённое им на территории иностранного государства из-за прекращения международного авиасообщения в связи с пандемией COVID-19, отмечает Второй кассационный суд общей юрисдикции. 


Суть дела 

Истец обратилась в суд с административным иском к МИД РФ. Она указала, что в период с 24 февраля 2020 года по 4 июля 2020 года находилась на территории иностранного государства, поскольку не смогла вернуться в Россию по заранее купленным билетам ввиду прекращения международного авиасообщения из-за пандемии коронавируса. 

До 28 мая 2020 года заявительнице выплачивалась социальная помощь, но в последующем выплата была приостановлена, что, по мнению истца, являлось незаконным, поскольку она продолжала находиться на территории иностранного государства и нуждалась в социальной поддержке. 

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что в заявлении истца отсутствовали сканы (образы) документов, удостоверяющих её личность, предоставление которых являлось обязательным. 

Позиция кассации

В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила, что истец при оформлении заявления на получение социальной помощи внесла все необходимые данные в поля электронной формы заявления. Более того, выгрузка данного заявления была приложена к апелляционной жалобе. 

Нижестоящие суды также напомнили, что социальная помощь предоставляется исключительно гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможность вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.  

Так, из постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 433 следует, что по возвращении в Российскую Федерацию гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по данному документу, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства. 

Однако, как отметил суд кассационной инстанции, данное обстоятельство не ограничивает право заявителя на выбор иного способа восстановления нарушенного права. В связи с чем кассационный суд направил дело на новое апелляционное рассмотрение.