Отбор проб биологического материала у лица, контактировавшего с больным СОVID-19, для лабораторного исследования проводится при появлении клинических симптомов заболевания, сходного с коронавирусной инфекцией, напоминает Верховный суд (ВС) РФ. 


Доводы заявителя 

С административным иском в ВС обратился Алексей Стукалов, который просил признать частично недействующим пункт 3.8 Санитарных правил в редакции постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2022 № 2 в той мере, в какой он предусматривает проведение отбора проб биологического материала у лица, контактировавшего с больным СОVID-19, для лабораторного исследования на коронавирусную инфекцию только при появлении клинических симптомов заболевания, сходного с СОVID-19. 

Истец полагает, что оспариваемая норма не соответствует пункту 1 статьи 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ.  

По мнению административного истца, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, обязаны обследоваться безусловно, а не только при появлении клинических симптомов заболевания, сходного с инфекционным, в том числе СОVID-19. 

Позиция ВС 

Согласно пункту 3.1 обжалуемых Санитарных правил в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения СОVID-19 проводится исходя из приоритетов 1, 2 и 3-го уровня. Лица, контактировавшие с больным СОVID-19, при появлении симптомов, не исключающих СОVID-19, относятся к приоритету 1-го уровня (пункт 3.1.1), уточняет ВС. 

Он поясняет, что подозрительными на СОVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом СОVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями). 

«Исходя из приведенных приоритетов, уполномоченный орган в Санитарных правилах определил порядок проведения организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечивающий предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОVID-19) на территории Российской Федерации, в силу которого лабораторному исследованию подвергаются лица, контактировавшие с больным СОVID-19 и имеющие проявления клинических симптомов заболевания, сходного с СОVID-19», — отмечает высшая инстанция. 

Вместе с тем в системе действующего правового регулирования отсутствуют нормативные правовые акты большей юридической силы, которым не соответствуют оспариваемые нормы Санитарных правил, резюмирует ВС. 

На основании вышеизложенного Верховный суд отказал Стукалову в удовлетворении административного иска. Апелляционная коллегия ВС подтвердила решение первой инстанции.