Конституционный суд (КС) РФ подтвердил возможность взыскания с работодателя процентов за задержку компенсации морального вреда в связи с травмой, полученной в результате несчастного случая на производстве, говорится в постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте.
В выплате процентов отказано
Как следует из материалов дела, Алексей Полежаев работал взрывником на Таштагольской шахте филиала АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" и 3 июня 2018 года получил производственную травму. Суд взыскал в его пользу с работодателя компенсацию морального вреда в размере 250 тысяч рублей. Это решение вступило в силу 23 марта 2023 года, и ответчик был обязан исполнить его, но выплатил деньги только 17 мая того же года. В связи с чем Полежаев вновь обратился в суд с иском о взыскании с АО на основании части 1 статьи 236 Трудового кодекса (ТК) РФ процентов за задержку причитающейся ему суммы. Но ему было отказано в удовлетворении иска, в связи с тем, что вышеупомянутой нормой материальная ответственность работодателя предусмотрена в случае нарушения им "установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику", но не предусмотрена за невыплату взысканной решением суда компенсации морального вреда.
Тогда Полежаев обратился в КС РФ и попросил проверить конституционность примененной в его деле нормы, поскольку по смыслу, придаваемому ей судами, она препятствует привлечению работодателя к материальной ответственности за задержку исполнения судебного решения о выплате работнику суммы компенсации морального вреда, присужденной в связи с произошедшим с ним несчастным случаем на производстве.
Природа морального вреда
КС РФ напомнил, что неисполнение, а равно и задержка исполнения работодателем судебного решения о взыскании в пользу работника компенсации морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве приводят к тому, что вред, причиненный здоровью работника, оказывается не полностью возмещенным, а сам он лишается эффективного и полного восстановления в правах посредством правосудия.
"Присужденная компенсация морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве относится к выплатам, причитающимся работнику от работодателя, и тем самым непосредственно связана с работой по трудовому договору, поэтому защита нарушенных прав работника предполагает возможность использования правовых средств, предусмотренных нормами трудового законодательства для защиты прав работника от нарушений со стороны работодателя", — отметил КС РФ в своем постановлении, добавив, что работник, в пользу которого судом вынесено решение о выплате компенсации морального вреда, нуждается в применении охранительных мер при несвоевременном исполнении работодателем данного судебного решения.
Также КС РФ подчеркнул, что действующее законодательство допускает начисление процентов на не выплаченную работодателем в срок сумму компенсации морального вреда, причиненного, например, незаконным увольнением. В силу же единства природы морального вреда и регулирования отношений, связанных с его возмещением, работник, по мнению КС РФ, имеет право на выплату процентов в случае неисполнения или задержки исполнения вынесенного судом решения о взыскании в его пользу компенсации причиненного в связи с несчастным случаем на производстве морального вреда.
Таким образом, оспариваемая норма признана не противоречащей Конституции РФ.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.
Постановление КС РФ № 44-П/2025
Михаил Телехов



