Пленум Верховного суда (ВС) РФ в 2025 году принял 11 постановлений по вопросам обеспечения единообразия судебной практики, в которых разъяснил нюансы избрания мер пресечения и назначения наказаний по отдельным категориям дел, особенности рассмотрения споров о досрочном увольнении военнослужащих и привлечении к ответственности контролирующих лиц. Также было принято и судьбоносное постановление, разрешающее судам больше не учитывать практику Европейского суда по правам человека. РАПСИ вспоминает наиболее важные разъяснения, данные пленумом ВС в 2025 году.
Течение срока и снятие судимости
В одном из первых постановлений, принятых пленумом в прошедшем году, высшая инстанция разъяснила порядок применения обратной силы уголовного закона. В соответствии с документом, срок исковой давности начинает течь с момента совершения общественно опасного деяния, а не с даты наступления его последствий.
Данное положение касается как оконченных преступлений, так и случаев покушения или приготовления, когда временем совершения преступления признается день выполнения действий, направленных на его совершение.
Особое внимание в документе уделено вопросам снятия судимости. Так, ВС отметил, что после погашения или снятия судимости пересмотр приговора в связи с обратной силой закона возможен лишь в исключительных случаях. Например, когда это необходимо для правильной квалификации рецидива при совершении нового преступления. При этом, если новый закон содержит как смягчающие, так и ужесточающие положения, применяться будут только те изменения, которые улучшают положение обвиняемого.
Защита прав военнослужащих
Не оставил в стороне Верховный суд и вопросы, связанные с защитой прав военнослужащих и членов их семей. Так, при рассмотрении дел о досрочном увольнении с военной службы высшая инстанция призвала суды в первую очередь учитывать интересы несовершеннолетних детей.
ВС подчеркнул необходимость индивидуального подхода к каждому случаю, включая оценку состояния здоровья ребенка, возможности посещения школы и участия второго родителя в воспитании.
Пленум также подтвердил право женщин-военнослужащих на досрочное увольнение при наступлении беременности сроком от 22 недель или при наличии детей в возрасте до 16 лет. ВС распространил это положение на одиноких матерей и военнослужащих, воспитывающих детей-инвалидов.
Кроме того, высшая инстанция признала за военнослужащими с тремя и более детьми право на внеочередное получение жилья даже после достижения детьми совершеннолетия. Ключевым условием остается факт совместного проживания военнослужащего с детьми, при этом их возраст не влияет на реализацию этого права.
ЕСПЧ в прошлом
В одном из своих постановлений пленум закрепил окончательный отказ от использования Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и практики ЕСПЧ при толковании норм российского законодательства.
Из действующих постановлений пленума убраны все отсылки к ЕКПЧ, решениям ЕСПЧ и документам Совета Европы, которые заменены ссылками на Международный пакт о гражданских и политических правах. Изменения распространяются на широкий круг разъяснений: от регулирования вопросов разумных сроков, условий содержания под стражей и назначения мер пресечения до порядка рассмотрения дел о защите репутации, свободе выражения мнения и применении норм в сфере борьбы с коррупцией.
Арест как исключительная мера
Под конец года пленум принял сразу шесть постановлений. В одном из них ВС обязал суды при рассмотрении дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности отдавать приоритет мерам пресечения, не препятствующим ведению бизнеса и управлению имуществом. Заключение под стражу должно рассматриваться как исключительная мера и применяться только в случае, если следствие докажет, что преступление не связано с профессиональной деятельностью фигуранта, подчеркнул Верховный суд.
Высшая инстанция предписала судам строго применять особый порядок уголовного преследования по «экономическим» статьям на всех стадиях процесса. При этом судам по собственной инициативе надлежит обсуждать возможность применения залога, а избрание более строгой меры пресечения должно быть подробно мотивировано в судебном акте.
Критика чиновников
Критика политических или религиозных объединений, а также действий публичных лиц сама по себе не должна рассматриваться как возбуждение ненависти или вражды, напомнил ВС. В постановлении разъясняется, что под экстремистскими действиями следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций или применения насилия в отношении представителей какой-либо социальной, национальной или религиозной группы.
При этом демонстрация нацистской атрибутики или символики с целью формирования негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма не может квалифицироваться как преступление.
Высшая инстанция подчеркивает, что состав преступления по статье 282.4 УК РФ образуют только умышленные действия, направленные на пропаганду или оправдание такой нацистской идеологии.
Снисхождение к родителям
В другом постановлении пленум ВС призвал учитывать в качестве смягчающих наказание обстоятельств наличие у фигурантов детей даже в тех случаях, когда они родились после совершения преступления.
При этом Верховный суд подчеркнул, что наличие у виновного малолетних детей само по себе не может рассматриваться как безусловное основание для признания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
«Возможность принятия судом такого решения закон связывает с выполнением виновным обязанностей родителя по надлежащему воспитанию и материальному содержанию детей при условии, что преступление не совершено в отношении их», — уточняется в постановлении.
Онлайн-доказательства
Затронул пленум и вопросы, связанные с цифровизацией судопроизводства. Так, он указал, что к платежным документам, свидетельствующим об уплате государственной пошлины, относятся не только классические «бумажные» формы, но и подтверждения из онлайн-систем и мобильных приложений.
«Доказательством уплаты государственной пошлины является платежный документ на бумажном носителе или в электронном виде (в виде электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронного документа)», — отмечается в постановлении.
Компенсационное финансирование
По традиции среди принятых пленумом постановлений были и документы, связанные с рассмотрением дел о банкротства. В частности, ВС разъяснил порядок установления требований контролирующих должника лиц и аффилированных лиц в процедурах банкротства.
Высшая инстанция уточнила, что само по себе компенсационное финансирование не является основанием для отказа во включении требования в реестр или для признания сделки недействительной. Однако, если такое финансирование предоставлено в период имущественного кризиса должника, требование о его возврате подлежит понижению в реестре требований кредиторов должника.
Бремя доказывания, что финансирование не носило компенсационный характер, лежит на контролирующем лице, подчеркивает ВС. При этом даже если требование включено в реестр, контролирующие лица, как правило, лишаются права голоса на собрании кредиторов при выборе арбитражного управляющего.
Субсидиарная ответственность
Помимо этого, Верховный суд внес изменения в постановление, регулирующее привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В поправках он отметил, что членство в совете директоров компании-должника не является безусловным основанием для привлечения гражданина к субсидиарной ответственности в качестве контролирующего лица.
Занятие лицами одинаковой должности не свидетельствует об их соучастии в причинении вреда кредиторам должника, уточнил ВС.
Высшая инстанция также разъяснила, что субсидиарная ответственность контролирующего лица не распространяется на те требования, по которым доказано отсутствие причинно-следственной связи между его действиями и невозможностью погасить долг.
Никита Ширяев



